Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Цензура в Законе

1

Во всех своих интервью глава Национальной Экспертной Комиссии по вопросам защиты общественной морали Василий Костицкий отвергает обвинения в цензуре.

"Суть цензуры заключается в предварительном просмотре продукции с целью последующего предоставления разрешения на её производство или дальнейшее распространение. У нас же такого нет" ("ПіК України").

"Если вспомнить советскую цензуру, то контроль со стороны государства опережал обнародование, тиражирование, распространение какой-либо продукции в СМИ, книгопечатании. Тогда вначале проверяли надёжность, а потом разрешали выход. В этом-то и заключается принципиальная разница – когда и как осуществляется контроль. Нацкомиссия осуществляет его по фактам обнаруженных нарушений законодательства" ("Фраза").

Украинский закон запрещает цензуру. Об этом – 15-я статья Конституции. Но что является цензурой в глазах закона? На этот вопрос отвечает статья 45-1 Закона Украины "Об информации" (1992):

"...требование, адресованное СМИ, журналисту, главному редактору (...), издателю, распространителю, предварительно согласовывать информацию, которая распространяется (...), запрет (...) или препятствование в любой другой форме распространению информации со стороны органов государственной власти..."

Таким образом, аргумент Костицкого о том, что НЭК не является органом цензуры, является несостоятельным. Деятельность НЭК соответствует определению цензуры, которое даёт закон. А уж происходит эта цензура "до" или "после" публикации – не важно. "Препятствование распространению информации со стороны органов государственной власти" запрещено законом Украины.

Стоит, впрочем, отметить, что Закон Украины "Об информации" датирован 1992-м годом. 4 декабря 2002-го года прошли парламентские слушания "Общество, СМИ и власть: свобода слова и цензура в Украине", на основании которых уже 3-го марта 2003-го года 252 голосами "за" Верховный Совет Украины внёс поправки в целый ряд законов, включая закон "Об информации". Определение цензуры изменилось:

"Цензура в Украине запрещена. Под цензурой понимается контроль над содержанием или давление в любых противозаконных формах на средства массовой информации или журналистов, которое осуществляется органами государственной власти (...) в форме прямого или опосредствованного влияния на руководителей, основателей (со-основателей), журналистов (творческих работников) средств массовой информации с целью распространения или нераспространения определённой информации, в частности замалчивания общественно-важной информации, введение запрета на показ или упоминание определённых лиц, запрета критиковать органы власти или отдельных лиц"

Отсюда следует, что после принятых правок цензура по-прежнему запрещена, но уже только в "противозаконных формах". Законные формы цензуры – допустимы.

Закон Украины "О защите общественной морали" (2004) создал Комиссию по Морали, уполномочив её осуществлять давление на редакции и журналистов. Фактически, власть обыграла Конституцию, чтобы, под видом борьбы за высокие моральные ценности, получить новое средство политических расправ. Созданное в аккурат под Оранжевую революцию, это средство пережило сотворивший его режим, и было унаследовано новой властью.

2

Истинное предназначение Комиссии по Морали – это борьба с инакомыслием. Достаточно вспомнить как летом 2008-го года Комиссия якобы нашла в одном из материалов интернет-издания «Фраза» нарушение закона «О морали». По ходатайству Комиссии руководителям проекта пришлось неоднократно общаться с представителями СБУ и милиции.

ВИТАЛИЙ КУСТОВ (руководитель холдинга «Фраза»): «Речь шла о моей авторской статье «У Ющенка появилась новая «игрушка», которая размещена на сайте «Фраза» в разделе «Заметки». (...) В статье речь шла о строительстве церкви и навязчивом пиаре Ющенко на теме голодомора. В тексте, направленном силовикам, комиссия отмечала следующее: «статья написана в оскорбительном и неуважительном тоне по отношению к президенту Ющенко». Кроме того упоминались следующие цитаты из публикаций: «уже наигрался», «Ющенко утерся и достал из широких штанин новую цяцю», «балуется с идеями». Также было указано, что публикация приводит к разжиганию межэтнической и религиозной вражды, про что якобы свидетельствуют комментарии к статье. (...) В выводе обращения было сказано: «статья нарушает законодательство в сфере общественной морали». В связи с этим комиссия потребовала от МВД возбудить уголовное дело».

В январе 2009-го НЭК порекомендовала "руководителям телерадиоорганизаций не показывать, в частности, передачи "Вещественное доказательство", "Свидетель", "Самые известные украинские маньяки", которые транслировались в эфире ООО "Телестудия "Служба информации" (НТН), фильм "Пожирательница мужчин", который транслировался в эфире телеканала ТРК "Студия 1+1", передачу "Постскриптум", которая транслировалась в эфире телеканала ТВ "Центр", развлекательную передачу "Comedy club", которая транслировалась на "Новом канале" в августе и сентябре прошлого года. Нацсовет также рекомендует придерживаться предписаний Национальной экспертной комиссии относительно сериала "Симпсоны", который транслировал ЗАО "ТелеОдин" (М1)".

В шумихе скандальных запретов в отношении развлекательных поп-проектов вроде "Симпсоны" и "Comedy club", легко не заметить менее громкие расправы над журналистами, писателями, художниками. Так, например, под моральный каток попала передача "Свидетель", занимающаяся журналистскими расследованиями.

3

В интервью газете "24" Василий Костицкий делится планами на будущее:

"...борьба с порнографией и насилием – это пройденный этап. Сейчас мы значительно больше работаем с фактами оскорбления национального достоинства, религиозных чувств и посягательством на святыни".

Осмелев от безнаказанности, НЭК готовится к крестовому походу из области эроса в область идеологии. Как и "низменные инстинкты", "национальное достоинство" и "религиозные чувства" являются абстракциями, неподдающимися юридической верификации. Их можно трактовать как вздумается, и это открывает бездну возможностей для расправ над идеологически неугодными элементами общества. Опять же, всё это под знамёнами заботы о детях и моральных ценностях общества.

Да, Комиссия по Морали ничего не запрещает. Однако невыполнение её настоятельных рекомендаций влечёт за собой жалобы, штрафы и перспективу потерять лицензию на вещание. "У нас в стране невыполнение рекомендаций иногда может быть хуже, чем нарушение закона", – говорит генеральный продюсер телеканала "М1" Валентин Коваль. В итоге, журналисты вынуждены заниматься (само)цензурой, а украинцы – жить в обществе, где их информационные диеты определяют очередные безликие тени в государственных кабинетах.

Манифест Зеркала

Как Алла