Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Символический мертвец

1

Как и многие, кто очарован образом революции, я был рад обнаружить книгу Джина Шарпа «От диктатуры к демократии» (1993) – т.н. «библию цветных революций»; практическое руководство по совершению государственного переворота.

В 2004-м году я стал свидетелем Оранжевой революции в Украине. Я помню пьянящий воздух Майдана, его надежды и страсти, общность и торжество народа. Шарп оказался прав: режим можно изменить без крови. Однако помню я и то, почему не участвовал в этих событиях.

Пока либеральный мир рассуждал об «украинском чуде» и «молодой демократии», я ощущал отчуждение от происходящего. Мне хотелось примкнуть к революции, впасть в её состояние, но эта революция была не моей. Мои однокурсники внезапно заговорили со мной странным образом: «ВЫ всегда давили НАС. Теперь ВАША очередь быть задавленными…».

Язык моих родителей был объявлен «языком оккупантов», а сам я – «сателлитом Московии». И хотя я родился на Западной Украине, которая считается оплотом украинского национализма, именно Оранжевая революция в Киеве стала моей реальной встречей с ним. Поэтому я всё никак не мог понять, где проходит черта между МЫ, ВЫ, ВАС, НАС…

2

История равнодушна к румяным мечтам. Вместо обещанных европейских ценностей, Майдан обернулся гражданским расколом и экономическим крахом. Поскольку же общность Майдана держалась на националистическом клее, противопоставленном откровенно пророссийским позициям ставленника старого режима, годы правления «оранжевых элит» утвердили фундамент правого ренессанса со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Позже «режим революции» рухнул, и, в результате выборов, к власти вернулись её вчерашние враги с их проектом провинциальной диктатуры под крылом Кремля.

История Оранжевой революции сообщает, что свергнуть диктатуру – возможно, но это – пол дела. Вопрос в том, как добиться того, чтобы диктатор не возвращался?

Размышляя об этом, я прихожу к выводу, что социальную революцию должна предварять революция в головах. Чтобы изменить общество, должен измениться сам человек.

3

Диктатор – это одна из личин символического мертвеца; информационный вирус, чья структура, сотканная из установок, которые ограничивают сознание индивида, подавляют его развитие, и способствуют его растворению в марше монолитного коллектива.

Речь о хронической репродукции в обществе когнитивного вируса, который принуждает нас жертвовать собой во служении иллюзиям и фантомам: деньгам, царю, богу, нации…

Само по себе стремление к Другому исходит из социальной природы человека, и не является матерью репрессий. Общество – это динамичное содружество индивидуальных автономий, которые опосредствуют социальные отношения для совместного решения общих проблем. Репрессивной всё это становится тогда, когда Другой вытесняется, и коллектив разных превращается в массу обезличенных людей.

Символический мертвец – это архаичная блажь, тысячелетняя простуда, консервативный глист в кишечнике мозга, отторгающий Другого, низвергающий разнообразие, и заполняющий собой всё без остатка. Этот зодчий серого полотна сулит человеку перспективу умереть не собой.

4

Борьба с символическим мертвецом – это борьба с традиционным обществом в себе. Ниже я предлагаю вам набор из 20-и стратегии когнитивной мутации, способствующих избавлению индивида от символического мертвеца:

1) Бойкот любой религии, отказ от любой церкви и любого бога.

2) Отказ от воинской повинности, патриотизма, национализма и групповых идентичностей, которые деструктивно влияют на индивида, его психику и межличностные отношения.

3) Сексуальная самореализация и эксперименты вопреки любым моральным нормам, запретам и табу; отказ от собственнических отношений, понимание моногамии не как обязательства, а как вопроса индивидуального выбора.

4) Отказ от принуждения, насильственной власти над индивидом.

5) Использование в качестве когнитивных массажеров «непристойных» книг, фильмов и прочих продуктов культуры, порицаемых традиционным обществом.

6) Исследования собственного сознания любым образом, включая психотропный.

7) Развитие терпимости к Другому посредством диалога со всем иным, противоположным, отвратительным, непонятным, невероятным, отторгающим, и шокирующим.

8) Побег от работы, не соответствующей твоей мечте и натуре.

9) Отказ от бинарных оппозиций, развитие критического мышления.

10) Постоянное само/образование, приумножение знаний, развитие интеллекта.

11) Отказ стыдиться себя. Восприятие ошибок как уроков.

12) Социализация индивидуальности, самореализация, творчество.

13) Развитие посредством путешествий, изучение других культур и языков.

14) Публичное мечтательство.

15) Понимание силы как открытости.

16) Развитие чувствительности и эмоциональности.

17) Отказ от потребления за пределами лично необходимого с целью освобождения от репрессивной экономической зависимости.

18) Освоение технологий как эволюционных средств трансформации человека.

19) Размышления в масштабах Вселенной, увеселительные беседы с планетами.

20) Стремление к разнообразию во всём.

Страхи на пороге вагины

Убивай и радуйся