Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Майдан сурка

Смерть Путина будет смертью украинского бога, от которого заряжаются скрепы нашей маленькой ненавидящей нації. Так я думаю, пока не вспоминаю, что “свято место пусто не бывает”. Навальному всегда можно припомнить Русский Марш, чтобы продолжать вдохновляться кремлёвской музой, и дальше разверзать наш исторический реванш, чьи губы разят сталинизмом. Ты с кем целовалась, країно? Или каким-то прочим образом эти усы попали тебе в рот?

Снова и снова наблюдая этот День сурка – now in Russia! – я не чувствую ничего, кроме вне-политического сострадания к людям, которые верят, хотят, пытаются, и которых за всё это бьют их ментовские соотечественники; бьёт сама власть, с которой всё и всем давно понятно: “скотиняка!”.

Поскольку эту власть привели либералы во главе с Ельциным, я не испытываю энтузиазма в отношении очередного “белокурого реформатора”. Но понимаю, что на зачищенном авторитарным путинским капитализмом поле уцелела разве что политика безальтернативности: застывшие лица кремлёвских мумий и пустота в холодных глазах оппозиционных атлантов; политики, вытекающие друг из друга, друг в друга втекающие, и выдающие свои шипения за волю “глубинного народа”.

“Маємо те, що маємо”, “якщо людина хоче – хай собi зробить”, “краще гiрше, та – iнше” – украинская культура вооружила меня целым букетом поговорок, которые помогают мне проглотить любую безисходность. И, всё же, у меня не получается впасть в площадное воодушевление. Я видел слишком много верующих глаз.

“Мы здесь не ради (имя политика), мы – за демократию”. Однако, история всех “цветных революций” показывает, что желание демократии сменяется желанием диктатуры как только голос демоса вступает в конфликт с интересами новых элит. То есть, сразу. Это не значит, что перемены невозможны, и нужно “ждать у моря погоды”, пока небо не выплюнет в Русь подлинных прометеев, некий лучший народ, заряженный “самыми правильными идеями”, способный одним взглядом расщеплять шлем мента и доставать из его скорлупы орешек. И, всё же, сколько ещё майданов должно с нами случиться, чтобы мы заподозрили связь между их граблями и алой шишкой на своих лбах? Не пора ли, наконец-то, изменить рецепт освобождения, поправить иглу на заевшей пластинке среднего класса, а, может, и вовсе пластинку сменить?

Я верю в площадь, но я не верю песням либерала. Дело даже не в том, что за ними всегда стоит империя кошелька, и одна, не меняющаяся от страны к стране идеология. Сам политический класс, который поёт эти “старые песни о главном”, и повторяет, вслед за Цоем, “Перемен”, не хочет ничего менять, кроме собственного положения в данной системе. Говоря “ПЕ-РЕ-МЕН”, он не имеет ввиду перемен по существу. Он просто хочет, чтобы начальник стал помягче, кассир повежливее, а квартира побольше. Да, ему не нравится монарх. Но точно так же ему не нравится “тёмный народ”, все эти орды хмурых голодранцев; слесари, таксисты, солдатня… – люди, которые заслуживают лучшего барина, но быть им, “конечно”, не могут.

Я верю, что можно выйти на площадь и свергнуть Путина. Но я не верю, что люди, которые выходят на площадь по отмашке Навального, Тихановской, Ющенко и прочих лидеров того рода протеста, который возникает “сам по себе” в разных странах, и моментально поддерживается всем медийно-политическим аппаратом американской гегемонии, действуют в интересах большинства; что внутри этой совершенно искренней публики добрых людей живёт озабоченность равенством и демократией; что их перемены – не просто моральная музыка; что эти красивые мальчики и девочки из фейсбука реально готовы принять демократический голос народа, если этот голос окажется иным, чем то, чему их учит “Сигма” в “Стрелке”.

Понимая, что в России нет реальной организации перемен, понимаю я и то, что исход нынешнего боя между жабой и гадюкой решат не благие намерения, а реальное соотношение сил: способность вышибать дух из противника; брать власть, а не только об этом мечтать в кругу интеллигентных западников, с надеждой, что из тьмы народа выскочит силач Бамбула, и за всех нас выдавит ботокс из царя, после чего вернётся “на своё место”.

В Украине для вышибания духа имелась конкретная сила – националисты, которые на протяжении всей нашей истории заключали союз с интервентами, надеясь выкусить у “лучшего пана” своё. Но в России фашист при царе. И потому надежды либерала лежат на железных сердцах силовиков, завоевать которые можно только в результате перемены мест слагаемых внутри путинских элит.

Без силовиков, без народной армии будущего у буржуазного протеста в России нет. Если, конечно, ему не помогут его щедрые классовые товарищи извне. Но это не Украина, не Грузия, не карлик, с которым может делать всё, что угодно: катать, вертеть, насаживать, топить, а он лишь глазоньки таращит и мычит, подмахивая жопкой и флажком, который ему дали дяди. Реально сунуться в Россию можно только на ПМЖ – в её землю. Ведь это Химера. Цитадель. Живыми чужие армии из неё не возвращаются. Снег там – чёрный.

Ни один из возможных исходов событий не даёт почвы для румяных глаз. Либо империя устоит, либо империя войдёт. Народ же бесформен, как фарш в кулебяке. И продолжит воспроизводить “меньшее зло” до тех пор, пока его не оплодотворит политическая организация с соответствующей социальной программой, а не одними лишь лирическими чаяниями.

Замки Путина едва ли впечатляют тех, кто видел замки Безоса. Как и пустые речи майданных ораторов не убеждают тех, кто за последние 30 лет насмотрелся на их результаты, и знает, чего ждать от всей этой славной музыки без субстанций.

История – не шарада, не сборник ребусов, загадок и кроссвордов, не мистика, не туманное нечто. История закономерна. Это не значит, что она предопределена (её творит живая воля взаимодействующих субъектов). Это значит, что исторические закономерности, вытекающие из экономических и социо-культурных процессов, познаваемы. Познавать их необходимо именно для того, чтобы исходить в наших исторических дерзаниях из знаний, а не из одного лишь призрачного томления в добром беспамятстве с надеждой на лучшее.

В каком-то (определённо декадентском) смысле, было бы лучше, чтобы империя вошла, нежели устояла – чтобы эти либо всё позабывшие, либо ничего так и не понявшие в 1990-х люди, играющие судьбой ненавистного им народа, получили свой Запад на Востоке, стали властью и обнажили себя в своей жуткой красе.

Победа Русского Майдана, о которой фантазируют слушатели Радио Свобода, не только взбодрит труп рыночной гегемонии, но и ускорит её распад. Потому что чем хуже, тем лучше; тем скорее мы попадём в одну лодку, и останемся один на один с главным монстром нашего времени, под тотальным колпаком “свободного рынка”, в единый, глобальный контекст для прорыва за пределы опостылевшего цикла безальтернативности “меньших зол”.

Потроши торгаша

Частный кляп