Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Зелёный Бунт

Киевский Марш Свободы 2007 всё же состоялся, и это дарует радостную прелость щек его организаторам и сторонникам. Несмотря на мою солидарность с идеями Марша, я бы хотел взглянуть на него критически.

ОБРАЗ И РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗА

Марш стал заложником своего имиджа. Несмотря на то, что его организаторы, – Тарас Ратушный и «Объективная реальность», – научились формулировать цели весенней молодёжной ходы по центру украинской столицы весьма осторожно, в сознании большинства Марш остаётся «попыткой разрешить наркотики». Что не соответствует истине. Марш выступает за инициацию общественного диалога по поводу смены принципов государственной наркополитики: смену её вектора с репрессивного на социальный; остановку нарко-коррупции в МВД; урегулирование порядка продажи сильнодействующих препаратов; запрет на рекламу алкоголя и табака; просвещение общества в отношении рисков при приеме психоактивных веществ; прекращение дискриминации людей с «особым стилем жизни».

Если не пересмотреть эстетику Марша, то его идеи обречены ежегодно подавляться шумом растаманского образа. Ямайский триколор, Боб Марли, дреды, конопляный лист – от всех этих клише нужно отказаться из стратегических соображений. Марш – это работа в социальном пространстве, живой манифест внутри тела общества. Задача не только провести действо, но донести его идеи и задачи обывательским легионам и государственной саранче. В конце концов, речь идёт не о площадном самовыражении потребителей марихуаны, а о пропаганде альтернативных идей, которые призваны работать не на любителей рэгги, а на общество в целом.

Марш должен отказаться от субкультурной идентики и стать цветным, для всех, универсальным – пусть высятся над ним не только ямайские и анархистские флаги, но и флаги множества других социальных групп – художников, феминисток, ЛГБТ... Многообразие позволило бы трансформировать Марш из легалайз-парада в парад свободы, разнообразия, индивидуальности.

***

На теле Марша есть и другие волдыри с киселём:

1) ЛИДЕР. Тарас Ратушный хороший идеолог, но он не спикер, не голос революции, не пышная эпилепсия революционного великолепия с красных от страсти трибун. Его сердце не вываливается из груди под ноги толпы. Он собрал её здесь, но, к сожалению, его слишком мало, чтобы зажечь в ней пламя и вызвать бодренькую пену из молодых ртов. Быть может, Тарас Ратушный против такого подхода к Маршу, но революция не может быть спокойной. Она должна орать, вырывая этим криком хребты из собравшихся спин. Иначе это не революция, а литературный вечер. У уличного акционизма должны быть зубы. Даже мирные хиппи умели заводить толпу. Те из них, кто не был настроен воинственно, тоже не стояли без дела, и весело трахались на городских клумбах.

2) КРЕАТИВ. И хотя лозунг «Запрещено запрещать» прекрасен, он случился 40 лет назад на улицах Парижа. Только то революционное движение будет успешным, которое сумеет произвести новые лозунги – пронзительные, острые, свежие, свои. Вынужден также отметить убожество транспарантов участников Марша. И дело даже не столько в качестве их художественного исполнения, сколько в невнятности их сообщений, их неразборчивости, нечитабельности.

3) ОРГАНИЗАЦИЯ. Колона прошла стройно (что, впрочем, скорее заслуга «машин смерти» из подразделения «Беркут», которые защищали марширующих от воя фашистских оппонентов), никто никого не убил, не затоптал, никто не был найден с шприцем в мозгу и т.д. Всё это замечательно. Но не стоит забывать, что Марш – это не просто уличная хода, но и в некотором смысле шоу. Зрелищность способствует пропаганде идей. Пресса любит драйв и экшн. Где золотые великаны на ходулях, вереницы цыган на белых лайках, летающие клоуны, конвой на мотоциклах, танцы голышом, акробаты, шпагоглотатели? Почему толпа растворена и не пульсирует? Необходимо создавать «отряды страсти» – внутренних зазывал. Пускай это будет не просто цепочка дрэдов, но киевское Рио-де-Жанейро – громко, звонко, пышно.

МАРШ ПРОТИВ МАРША

У Марша есть и свои противники: обезумевшие сектанты, националисты с кривыми зубами, пьяные хлеборобы и футбольное быдло – где же ещё, как ни на Марше, можно встретить такое щедрое сборище обделённых киевлян? И все они – злятся. Обществу полезно взглянуть в говяжьи рыла фашистского сброда. Дабы познать свои хвори – увидеть в себе то, что должно превозмочь.

Признаться, представители «Украинской Национал-Трудовой Партии» были в этом году неожиданно креативны. Чего только стоят лозунги «Правильная папироса – кожаная и обрезанная!» и «Чемодан, Вокзал, Ямайка!»? Последний лозунг стал интерактивным – если нацики кричали его злобно, то раста подхватывали его уже с воодушевлением, теплом и надеждой.

Парочка фашистов пыталась прорваться к марширующим, но расшибалась о скалы «Беркута». Их сворачивали, уменьшали до размера теннисного мячика и бросали через Михайловскую Площадь в железные автобусы, где переделывали из фашистов в кожаные сапоги. С целью избежать кипятка в двух толпах, вожатых обеих групп (Тараса Ратушного и его оппонента с голым мозгом) унесли в милицию, но вскоре вернули. В целом, оппозиция очень быстро утратила пыл и рассосалась. К началу, собственно, Марша, от неё остались мелкие подростковые поросли, да и тех потом сожгло доброе майское солнце...

***

На сегодняшний день Марш Свободы – это единственная уличная акция в городе Киеве, которая имеет все шансы стать главной ареной манифестации молодёжного реформизма. Вот почему её сторонники должны помешать Тарасу Ратушному спать спокойно. Критика поможет организаторам превратить Марш в многотысячный праздник всего нового и другого.

Однообразная нация

Вызов перемен