Общество Спектакля давно уж изменило то, как мы воспринимаем информацию – принципы, лежащие в основе шоу как зрелища, распространились на саму нашу перцептивную систему. Из этих принципов соткано сознание современника. Эти принципы определяют характер нашего запроса на информацию. Что есть зрелище? Это некое созерцаемое действие, которое выходит за рамки обыденного, а посему привлекает внимание. Энергией зрелища является удивление, и именно его оно провоцирует. Однако у удивление есть неудобная черта – оно скоротечно и не бывает дважды на том же уровне. Если мы сидим, разинув рты, и наблюдая как человек проглатывает пылающую шпагу, то это не означает, что в следующий раз это проглатывание вызовет у нас аналогичные эмоции.
Когда зрелище превращается в культуру, рождает шоумышление и становится массовым принципом восприятия информации, мы превращаемся в адептов лишь той информации, которая основана на принципах зрелища. Поэтому само зрелище вынуждено постоянно усложняться, чтобы удовлетворять наши потребности, а информация — становиться зрелищной, чтобы попадать в поле нашего внимания.
Если проанализировать шоумышление на основании потребляемой современником информации, мы обнаружим механизм, с помощью которого дезинформация и пропаганда обходят огненную стену наших рассудков, и проникают в сознание, влияя на то, как мы думаем и что мы знаем.
Даже если я проведу журналистское расследование, проанализирую деятельность того или иного чиновника, после чего приду к сколь-угодно обоснованному выводу, что этот чиновник — коррупционер, мне не добиться торжества справедливости с помощью понятий «коррупция» или «цензура» в своих статьях. Шоумышление фильтрует подобные понятия как нечто общее, как рутина, отсутствие новостей. Эти понятия не сообщают ничего неизвестного, не «звучат зрелищно», они уже никого не удивляют, не обращают на себя внимание. И это выгодно подлецам.
Единственный эффективный метод говорить сегодня правду — это исхитрение языка, непрестанные поиски новых форм передачи информации. Лишь работа с языком, его перекодирование и обогащение может позволить обойти сложившиеся законы восприятия. Такие вещи, как коррупция, более не будоражат затурканное население. Ты говоришь: «Этот политик — вор», а люди в ответ зевают. Поэтому необходимо работать не только над поиском обличающих фактов, но и над зрелищностью формы их передачи.