Легко рассуждать о том, что справедливо, а что нет, разделяя участников ситуации на плохих и хороших. Но ведь ни тех, ни других в действительности не существует. Есть только сложные люди и меняющиеся обстоятельства. Пламя трагедии разверзается тогда, когда одна субъективная справедливость встречает другую, настолько же субъективную и бескомпромиссную. Достойные люди превращаются в зверье, воюющее за свои интересы, безотносительно их нравственного качества. Обладать субъективным пониманием справедливости, впрочем, лучше, чем не обладать никаким. Стремление к справедливости как представлению о должном включает индивида в политическую борьбу. Субъект, претворяющий свой культурный проект, является зодчим, в отличие от обывателей, лишённых амбиции реализовать себя, пролить свою автономию на окружающую ежедневность. Сама механика концепта справедливости производит конфликт, и, значит, приводит общество в движение. Главное не понимать справедливость слишком буквально; не стоит сводить её к догмам – лишь к чувству.