Сравнивать человека с собой, используя понятия «свободнее», «умнее», «лучше», – значит упрощать мир в угоду социальной олимпиады. Утверждая иерархии, ты воруешь у самого себя. Воруешь краски, оттенки, возможности. Альтернативой вертикальному мышлению является мышление, для которого нет ни правды, ни пределов, ни иерархий – только разнообразие возможного вне тесных схем. Подавляют не те, кто талантлив и выразителен, но люди посредственные – рядом с ними всегда задыхаешься, словно застрял лицом в мышином гнезде. Встречая человека, обладающего талантом, умением или особенностью, которых нет у меня, я, напротив, искренне заинтересовываюсь, потому что этот Другой – интрига, ему есть чем расширить пределы моего мира, дополнить меня знакомством с собой.
Встречая свободного, я встречаю мыслящего; свобода сама по себе суть состояние ума. Именно образ мышления придаёт бытию очертания, наделяет его тем или иным ракурсом. Отказываясь от вертикалей, ты обретаешь возможность жить тысячи жизней, поскольку больше не нуждаешься в «лучшем» – лишь в разном.
Мы рождаемся на дне океана и стремимся достигнуть поверхности, чтобы наконец-то вздохнуть. Некоторые оказываются затерянными по пути, так и не достигнув желанной высоты, другие же сводят жизнь до самой только этой цели - «всплыть и вздохнуть», а достигнув её, оказываются в пустоте. Важно понять, что между дном и поверхностью – лабиринты кораллов, мохнатые камни и дивные иные рыбы, а значит всё главное – ни дно, ни поверхность, но путешествие по их промежутку, в любви и одиночестве, радуясь и страдая.