Неотъемлемой частью карикатуры является преувеличение реальности. Жизнь, однако, карикатурна и без преувеличений. Кроме нас на показе War Witch – только дед. Ему лет 60, и шуршит борода. «Как вы оказались на этом фильме?», – спрашивает он. – «Вы читали о нём в NYTimes или интересуетесь Конго? Я 40 лет езжу по Африке. Через месяц лечу в Руанду».
Всё кино он вздыхал. И мне стало понятно, почему он ретировался, стоило мне заикнуться, что большинство фильмов про Африку снято для влачащих чувство вины потомков белых колонистов: дабы они могли уронить исповедальную слезу, и порадоваться, что жизнь в их сытых полицейских государствах протекает куда лучше, чем где-то там – в мире детей с глазами набитыми мух.
Морально покачивающаяся голова сего сэра настигла меня после титров. «В безумном мире мы живём, друзья... – взмудрился он, всё цокая губой. «Вот что я вам скажу, молодые люди. Мы, граждане Запада, должны понимать, что находимся в привилегированном положении по сравнению с этими несчастными африканскими детьми, чьи страдания мы даже не можем себе вообразить». «А вы, – говорю, – кстати, чем занимаетесь?». «Понимаете, – отвечает, – там у них есть шахты, где добывают одно из тех ископаемых, что повсеместно используются в электронике. Так вот, моя компания…».