Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Баблосферату

1

“США ввели санкции против Игоря Коломойского. Нашему счастью нет предела. …Мы благодарны США за такой шаг. …Именно мы активно боремся за то, чтобы Национальный банк Украины оставался “национальным”, а не “коломойским”. …Именно мы писали американским конгрессменам и сенаторам про коррупцию Коломойского. …Олигарх был “причастен к коррупционным действиям”… Так утверждает Госдеп США. И мы не станем этого отрицать. …Берите друзей, родственников, и приходите под Посольство США, где мы будем праздновать победу. С нас шампанское, с вас – хорошее настроение.”

В этом анонсе прекрасно всё – особенно украинские “патриоты”, пишущие доносы американским конгрессменам, и приглашающие отпраздновать “национальную” победу под посольство иностранного государства. Всё это в разгар пандемии, на фоне растущей статистики заражений от COVID-19, в стране, власти которой запретили “плохую” вакцину, не предоставив “хорошей”.

Отсутствие исторических знаний, безусловно, помогает нашим “националистам” нести бананы под офис метрополии, и игнорировать тот факт, что национализация чего угодно, – тем более банка, – это то, за что Америка обычно вводит войска. Если бы наши “националисты” хотели, чтобы наша экономика была национальной (без кавычек), и реально пытались реализовать эту политическую цель, все они уже лежали бы в канаве как “красная угроза”. Ни Америка, ни МВФ, ни Мировой Банк в национализацию не играют. Про “национальный Национальный банк” с Госдепом можно забыть. Если, конечно, не сводить понятие “национального” к этнографическому декору, коим всякая империя украшает быт своих “уйгуров”.

2

Америка как источник надежды на деолигархизацию – это настолько наивно, что даже по-своему трогательно. И, всё же, пчёлы не борются с мёдом. Большинство крупнейших олигархов живут в США, и разница между ними и нашими олигархами – словарная, культурная, но не меняющая сути явления олигархии, сколько бы ты ни называл олигарха бизнесменом. Речь всё равно о власти сытой кучки.

Санкции против Коломойского не имеют ни малейшего отношения к борьбе “с” олигархией. Это – борьба олигархии; внутренние разборки финансовых фракций в рамках правящего класса. И идёт эта борьба не за устранение олигархического порядка, а, как всегда, за власть “своих”.

Все участники этой борьбы вписаны в глобальную экономику, и поэтому у их соперничества есть не только локальное измерение грызущихся друг с другом петь, бень, викторов и ринатов. На международном уровне в нём участвуют большие международные пацаны, сидящие за фасадами иллюзорных, уже откровенно призрачных национальных государств.

3

Выползая из советских руин в буржуазную демократию, мы просто не успели зафиксировать в потоке событий тот факт, что в результате неолиберального триумфа изменились не только мы, но и сама демократия.

Если вчера буржуазно-демократические правительства представляли собой народных избранников из правящего класса, и состояли из представителей национальной буржуазии, то сегодня они редуцированы до менеджеров. Их функция не в том, чтобы представлять народ, который, в свою очередь, уже распался на одиноких рыночных индивидов, а в том, чтобы обслуживать средствами государства интересы закадровых папиков – международных корпораций, крупного бизнеса.

“Конец истории” стал концом политики, которую сожрала экономика. И сегодня нужно совсем уж быть тотошкой, чтобы отрицать эту очевидность, и продолжать хлебать известную похлёбку разлива Холодной войны: веровать в карго-культ Хорошей Америки, которая ведёт борьбу за чужие национальные интересы; в слова имперских политиков, которые сначала поддерживают местных князьков в их “борьбе с ордой”, а затем, когда срок годности князьков истекает, выражают “обеспокоенность” по поводу их “усилий по подрыву демократических процессов”.

4

Всё это понятно. Не понятно другое, а именно – как наши “патриоты” умудряются совмещать такой “патриотизм” с холопскими плясками под посольством США?

Я в этом вижу не столько повод для сарказма, сколько намёк на то, что наш “патриотизм”, все эти разговоры о “национальном достоинстве” и прочей “Слава Украине!” – это не взгляды, не убеждения, а, снова таки, словарь – официальный язык, на котором говорит наше гражданское общество; язык, позаимствованный у националистов в результате Майданов, но не делающий националистами тех, кто его использует; язык, безусловно, воздействующий, подсказывающий нам смыслы, актуальные в 19-м веке, но ведомый не головой, а местом пониже и мягче – конформизмом. На нём говорят, потому что так сейчас принято здесь и сейчас. Однако, в конечном счёте, это – скорлупа; узор на пустоте в том месте, где жили политические мечты. То есть, это декор. Как и вышиванка в 21-м веке.

Сознательный патриот не пойдёт кланяться под посольство чужой страны. Тем более, под посольство одной из империй. И, тем не менее, мы ходим, продолжая называть себя “патриотами”, и противопоставляя своё хорошее про-американское холопство холопству плохому, про-российскому.

Вместо того, чтобы измываться друг над другом по этому поводу, необходимо осмыслить наше колониальное положение, перестать быть вещами в чужих руках, стать субъектами исторического процесса, хозяевами своих судеб.

То, что мы декорируем свою политику брошками старых “измов” указывает, среди прочего, на то, что мы выкликаем политику. И отказываемся от “конца истории”.

5

Проблема не в российской или американской империи, а в империи как таковой, во всех империях, которые играют нашими телами в своих интересах.

Агрессия России в Украине неразрывно связана с агрессивной экспансией НАТО, и наоборот. Мы можем либо участвовать в этой экспансии на той или другой стороне, и тогда не нужно удивляться тому, что по украинской земле гуляют “вежливые люди” и “американские инструкторы”, либо отказаться быть чужим рингом, занять внеблоковую позицию, осознать, что ни одному из блоков нет до нас дела, а когда есть, то лишь в том смысле, в котором мы им полезны.

Последовательная национальная позиция – это анти-имперская позиция. И, в то же время, последовательная анти-имперская позиция в современном мире ведёт за пределы национального государства, к новому универсализму, в солидарность всех угнетённых, к глобальной борьбе против глобального правящего класса – как в его национальном, так и в его над-национальном изводе.

Возвращать “в родную гавань” нужно не только российских, но и американских суфлёров. Не для того, чтобы обособиться в суверенной изоляции национального государства (более невозможного по причине изменений, которые произошли с миром за полвека), а чтобы создать локальные условия для глобальной борьбы; укрепить творящие классы всех народов, помочь друг другу расправить крылья.

6

Не нужно дегустировать сорта империй. Сегодня все империи, включая Китай, являются частью одного, конкретного, современного империализма. Всё это – тентакли единого капиталистического спрута, глобальной империи бабла, чьи буржуазные фракции в разных странах грызутся друг с другом за наш счёт.

В этом смысле, обнадёживает, что, при всей разнице в наших взглядах, при наличной, но преодолимой поляризации, в колониальной Украине сохраняется критическое отношение к фигуре олигарха. О чём свидетельствуют, в том числе, комментарии бегущих под американское посольство “патриотов”, которые хоть и связывают свои овечьи чаяния с волком, и готовы говорить “спасибо”, стоя под забором чужой страны, но сама суть их надежд верная. Им хочется, чтобы их миром перестал владеть вампир. Всё, что им осталось понять – это что национальность вампира не имеет значения.

Эти надежды, и критическое отношение к олигарху (куда менее расхожее в США, которым мы смотрит в рот, как закомплексованные птицы, не видящие красоты своих отражений), значит, что в культуре нашего общества имеются осколки того сознания, которое может стать сознательностью, необходимой не только для деолигархизации как условия демократии, но и для освобождения из цепей империй, которые превращают нас в лояльных субальтернов, спешащих с караваем под посольство США, России и других панов.

Немая правда

Осколки (3/2021)