Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Осколки (7/2022)

1 – ИЮЛЬ – 2022

Ругательство «свинособака», которым обзывают оккупантов, всплыло на фоне их вторжения не случайно. И украинские, и российские источники называют корнем этого понятия немецкое «schweinhund». Российские авторы пишут, что это то, как нацисты называли славян во время WW2.

На самом деле, слово «schweinhund» или «pig-dogs» встречается в британских и американских фильмах о WW2, а в самой Германии оно вышло из моды ещё в начале 20-го века, и считалось не самым обидным – чем-то вроде «засранца». Зачастую его использовали в контексте собственной лени, мол, «мой внутренний свинтус мешает мне убраться в квартире».

По другой версии, «свинособака» – это неологизм, объединяющий негативные черты двух «грязных» животных. Вот только в Украине ни пёс, ни свинья сами по себе не являются презренными. Да, можно назвать свиньей хама, неопрятного, грубого человека, но как зверушку мы любим хрюшку. Да и собака нам друг…

Однако если мы заглянем в украинскую мифологию, то встретим в её бестиарии т.н. «песиголовцiв» – чудовищ с собачьими головами, которые были вампирами и людоедами. Подобные химеры присутствуют в мифологических системах многих народов. В украинских текстах человек с собачьей головой является фольклорной гиперболой исторической памяти о чужаках-завоевателях, пришедших «откуда-то из Турции или с края света».

Видимо, в силу этнических отличий, эти расиализированные субъекты вызывали в древнем украинце зоологические ассоциации, которые он зафиксировал в своём народном творчестве. Аналогичные ассоциации можно встретить в германской и скандинавской мифологиях, где образ человека-медведя/собаки обостряется в связи с нашествием берсерков.

Дегуманизация и зоологизация противника является частью механики ненависти, обслуживающей ту часть психологического аппарата, которая отвечает за способность убивать того, в ком ты видишь угрозу для своей жизни.

Всё это очень опасные вещи, которые, однако, не являются случайностью, или пустым заимствованием. Свинособака – это архаичный культурный код, который подняло из глубин украинской культуры путинское вторжение. Его средневековое варварство триггерит в украинце не только определённые исторические хэштеги, но и связанный с ними этно-расовый взгляд, усиленный тем обстоятельством, что на фасаде российской оккупационной армии находятся колонизированные и расиализированные народы: буряты, чеченцы и т.д.

Вот тебе и «современный человек». Несмотря на айфоны, внутри нас по-прежнему гуляют ветхие ветра, населённые оборотнями, циклопами, левиафанами, и связанными со всей этой живностью предрассудками и травмами.

7 – ИЮЛЬ – 2022

Украина – одна из немногих стран, где Бориса Джонсона любят и уважают. Что вполне объяснимо, учитывая его вокальную позицию в отношении российского вторжения. Однако для западной демократической среды Борис Джонсон был и остаётся британским аналогом Трампа – консервативным клоуном, играющим на самых реакционных общественных настроениях, и готовым делать заявления любой степени одиозности, если они помещают его под софит.

В рамках реставрации британского империализма, Джонсон помог вывести UK из EU, угробил своей рыночной политикой тысячи жизней во время пандемии, и сделал карьеру на исламофобии, расизме и гендерных предрассудках.

Чтобы считать позицию Бориса Джонсона проукраинской, необходимо закрыть глаза на то, что Консервативная партия десятилетиями создавала условия для того, чтобы Британия была уютной гаванью для кремлёвских олигархов.

Лавируя в потоке скандалов с помощью громких заявлений и банальной лжи, Джонсон сравнивал женщин в хиджабе с «почтовыми ящиками», называл геев – «бездельниками в топиках», а чёрных – «арбузными улыбочками». Подобные шуточки являются общим местом в космосе правого популизма, который отвечает на лицемерную политкорректность честной ксенофобией.

Окружённый богатыми донорами, Джонсон всегда был цепным псом правящего класса, который использовал его для того, чтобы остановить движение Джереми Корбина. Что ж, «левачки» низвержены, мир правее некуда, и хозяйская партия отправляет своего тамаду на помойку истории, откуда Борис, не сомневайтесь, продолжит хайповать на чужой боли и смерти.

19 – ИЮЛЬ – 2022

Рада приняла антинародный законопроект №5371 о дерегулировании трудовых отношений. Он выводит из-под защиты трудового законодательства порядка 70% украинских рабочих, которые, находясь под обстрелами в разрушенной войной стране, должны теперь по одиночке выбивать себе достойные условия труда у материально и юридически более обеспеченного работодателя.

Как это работает на практике известно: не хочешь работать за гроши? Умирай с голоду. Найдём того, кто захочет. Это так в реальности. А по закону «две стороны договариваются», хотя одна из них имущая, а другая – нет. Интересно, в пользу кокой из них будет составлен договор? У какой из сторон больше рычагов?

Этот рыночный фундаментализм обернётся прекариатизацией украинцев, которая является формой пытки, так как обезоруживает работника, и ставит его в полную зависимость от работодателя, который может в любой момент выбросить его на улицу – попробуй только заикнись, что тебе что-то не нравится или хочется. Паши молча и скажи спасибо, что тебе дали пахать, и даже что-то за это платят.

Профсоюзы? Забудь! Они для рабочих. А ты – частный предприниматель Стёпа, который должен договариваться с частным предпринимателем Иланом Маском...

И всё это – во время войны, когда государство должно брать в руки руль, а не отдавать его рыночку, который порешает известно как и в пользу кого.

Впрочем, чего это я? Оно его и берёт, работая шофёром правящего класса. Т.е., выполняя свою непосредственную функцию. Вот только если ухудшить условия труда в Украине, её «частные предприниматели» ещё быстрее побегут на Запад, где и по рабским контрактам платят больше.

Выходит, что пока украинские рабочие защищают свои семьи на фронте, в тылу их собственное государство лишает их правовой защиты.

26 – ИЮЛЬ – 2022

​​Читая новости из Украины, я спотыкаюсь о пассажи в духе «Телебачення Торонто сообщает…», «…в эфире Радио Чикаго заявил». Называть так украинский продукт – это себя не уважать. Любая попытка повысить свой статус за счёт импортных словечек из словаря «белого человека» производит прямо противоположный эффект. И указывает на колониальность  того, кто такой ерундой занимается.

Речь не о том, чтобы изолироваться от мира, отвергнуть всё чужое, и «потреблять только украинское». Речь о разнице между настоящим и искусственным, живым и мёртвым. Назвать украинский посёлок «Нью-Йорк» – это мёртвое. И «проспект Эйзенхауэра» в качестве варианта переименования украинской улицы – мёртвый. А вот чувак из ЗСУ по имени Шуруп, который говорит «шо ви пацики на моциках з повним баком бензiка» – это живое. И настоящее.

В живом есть энергия. Живое аутентично. Когда тётка на Брайтон Бич заказывает в гастрономе «пол паунда шримпов» – это живое. Органичное для Брайтон Бич. А когда «украинские патриоты Америки» открывают в условной Яремче «Техасское барбекю» – это мёртвое. Аналогично со слепым копированием «прогрессивных терминов», которые некоторые бездумно переносят из одного социокультурного контекста в другой.

Нужно учиться уважать себя. Использовать и развивать своё. Потому что своё, каким бы оно ни было, – это твой ключ к силе и миру. А главное – с этим своим в себе невозможно бороться, хотя я знаю людей, готовых платить деньги за курсы по ликвидации акцента, чтобы никто не догадался, что Жека из Сранска. Но это, Жека, видно даже тогда, когда у тебя идеальное «вау!».

Наши культуры, родины и города начертаны на наших рожах. И убежать от этого нельзя. Поверьте, я знаю, и пробовал. Сколько не пытайся, не отворачивайся, в конечном итоге единственный способ быть сильным – это принять себя всего, с потрохами, какими бы копчёными они ни были.

Я знаю, что во мне есть советское, украинское, русское в разных пропорциях. Изъяв одно, посыплется другое. Поэтому всё, что мне остаётся – это пожать руку всей сумме зеркала. Не насиловаться. Не оскопляться. Перестать комплексовать. Перестать называть украинское радио «Чикаго», а телевидение «Торонто».

Помните концовку фильма «Вспомнить всё», когда жители Марса вводят в его недра кислородные блоки, перестают биться в истерике, начинают дышать полной грудью, и то ли одноглазый, то ли беременный мужик с говорящим эмбрионом вместо пупка обнимает подругу с тремя сиськами? Так вот то же самое происходит, когда ты принимаешь себя целиком.

30 – ИЮЛЬ – 2022

Люди, которые считают себя защитниками интересов русскоязычных украинцев, и, при этом, призывают смириться с перспективой аннексии юго-востока – понимают ли они, какими будут её электоральные последствия?

Что означает потеря этих избирателей, и смещение центра тяжести на Западную Украину для будущего украинской демократии, социального разнообразия, и политической репрезентации т.н. «не титульных» голосов?

Достаточно взглянуть на географию результатов президентских и парламентских выборов 2019-го года, чтобы понять – без юго-востока это будет другая страна. Без моря, без ключевых промышленных и аграрных земель, без миллионов тех голосов, которые уравновешивают её политическое поле. Более зависимая от внешних «партнёров», менее терпимая к своей внутренней неоднородности.

Важно, чтобы голоса, которые не помещается в тот патриотический стандарт, который воспаляет война, – звучали, и нашли способ звучать не в идеальных, а наличных обстоятельствах, какими бы невозможными они не представлялись. Потому что если умолкнуть, или мимикрировать, то воцарится известно какой текст. Если же он воцарится, то война станет хронической.

В обстоятельствах внешней агрессии, каждой социальной и политической группе в Украине необходимо предложить обществу свой вариант проукраинского голоса, чтобы не только защитить Украину от агрессора, но и сохранить её как радугу.

31 – ИЮЛЬ – 2022

​​Россия – это раковая пасть, которая пытается похитить море. Смотреть на карту её продвижений тошно. Буквально вчера переписывался с удивительными, ещё совсем молодыми одесситами, которые творят чудеса, спасая собственных, – да и чужих, – отцов, произведения культуры, и надежду. А к ним, к этим людям-цветам, ползёт, дышит гнилыми зубами имперская рабь.

Как же близко она подползла. Можно прямо в неё заглянуть, и увидеть на дне её глотки «мирные московские улицы», по которым ползают помалкивающие слои населения; люди, в рыбьих взглядах которых не видать ничего, кроме сбившейся у царского сапога круговой поруки – своры врущих себе, и творящих соседское горе, чтобы затмить им свою нищету, свой позор, свою отраду в гордости по поводу способности пугать, насиловать и отрицать.

И, всё же, украинцы – это семена. Слушая этих одесситов, я понимаю, что, вопреки нынешней ночи, в Украине нарождается новый день. Чтобы там не выкусывала армия подлых, его уже не украсть, не одолеть, не заглушить, не затоптать. Ни у одной империи это ещё не получалось. А ведь накатывала не одна. Все раны вылижем и будет сад!

Тёплый суп

Пока мы живы