Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Осколки (1/2023)

​​1 – ЯНВАРЬ – 2023

Поздравляли родителей в скайпах. На фоне «С Новым Годом!», ревели сирены, гремели ракеты, и шарил по небу прожектор – ловили «мопеды» с болота. 

Родители, при этом, даже не моргали, и продолжали экскурсию по салатам, тогда как у нас от каждого железного раската все органы слипались в галушку. Собаки прятались под стол. Коты невозмутимо щурились на блюдца с рыбой.

Когда же и наши соседи вынесли свой арсенал фейерверков, и устроили за окном Перл Харбор, океан окончательно растворился – в праздничном грохоте остались только родные глаза и вопрос к соседям: «Как можно быть такими мудаками?».

Ну, то есть, что это – стрелять по семьям над салатом в Новый год? Кто до такого мог додуматься? Какого качества умы? Того же, что и «юмор» про то, как все, кому не нравится Россия, будут зябнуть, есть суп из хомяка и так пока не превратятся в ядерный пепел. «Гы-гы!» В общем, уровень кикиморы.

Ненависти нет. Есть гадливость. Чувство, что имеешь дело с чем-то липким, подлым и... маленьким, хотя Россия вроде как большая. Но чувства, что она большая больше нет. Вот эти все сравнения с Российской империей, Советским Союзом и фашистской Германией... всё это мимо потому, что у Z нет Текста, нет Стиля, нет Масштаба. Есть историческое эхо, в пузыре которого беснуется гном.

А ведь враги бывают разными. В том числе такими, которых можно уважать. Но этот вызывает скорее брезгливое недоумение, как двоечник, который харкнул своей козюлей тебе в компот, и стоит довольный, не понимая, что люди, плюющиеся козюлями, не привлекательны.

Ещё он не понимает, что ничто так не объединяет людей, как совместный опыт, и что Украина в эти дни не исчезает, а творится. 

4 – ЯНВАРЬ – 2023

Как и накладывание анимаций на фото трупов, мемы с текстами, выложенными кадаврами оккупантов, не сообщают ничего, кроме состояния тех, кто их постит.

Понимаю, что это может казаться нормальным в замкнутом окружении собратьев по такому состоянию. И, тем не менее, важно рефлексировать эту нормальность, и сопротивляться нормализации «трупных» коммуникаций.

Дело тут не в «карме», этике, или культуре, требующей от нас уважительного отношения к мёртвым, которое является одним из индикаторов отношения к человеку вообще. Очевидно, что преступления оккупантов не способствуют гуманизму. Тем более в жертвах агрессии, которые вот уже почти год находятся в обстоятельствах невообразимого исторического стресса. Проблема в том, что у сиюминутной разрядки, которую дают такие мемасы, может иметься подвал с долгоиграющими психологическими последствиями для человека и общества. 

Речь не о том, что плясать на трупах – «плохо» с моральной точки зрения, и тот, кто это делает – «плохой», а в том, что плясать на них вредно для пляшущих. 

Возможно, стоит поискать иные, менее ядовитые способы канализации наличных переживаний? Или, как минимум, задать себе вопрос, полезно ли для меня и моих близких тиражировать подобные образы смерти во время её избытка?

Каждый раз, когда мы разрешаем себе подобную трансгрессию, мы делаем шаг навстречу процессу расчеловечивания, которым является всякая война; терпим поражение на территории сердца и духа; впускаем в себя яды, дегуманизирующие уже не столько противника, который, в данных конкретных примерах, уже мёртв, сколько нас самих. И не мёртвому противнику, а нам самим потом жить в мире, текст которого написан мертвецами.

6 – ЯНВАРЬ – 2023

Место ядовитых хейтеров вроде Ирины Фарион – на той же свалке истории, что и у Соловьёва с Симоньян. Однако прежде, чем попасть на эту свалку, они должны быть осуждены и наказаны за своё «Радио тысячи холмов». Как и те редактора, кто ставит в эфиры призывы к этническим чисткам. И тем строже должно быть такое наказание в обстоятельствах войны, когда эмоциональный фон общества находится не в том состоянии, чтобы должным образом просеивать эти вбросы.

«Почему мой Дмитрик, которому 3,5 года, заходят в детсад видит какого-то Гришу, который ему говорит "привет" и мой внук должен его учить, с помощью своего маленького кулачка украинскому языку? Потому что ребёнок приходит нервный домой и говорит: "бабушка, в садике - москаль!" а бабушка говорит, что "москаля надо уничтожать". И Дмитрик уничтожает москаля, ставит правильное произношение. Все родители, которые сюда приехали со своими москворотыми чадами, должны понимать, что их ребёнок должен говорить на государственном языке, чтобы мой ребёнок не набирался блох московского языка. Если тебе не нравится это – какие проблемы? Сел на танк с буквой Z или V и гэбанул отсюда!».

Это не просто разжигание этнической вражды, которое запрещено Конституцией. Когда ты говоришь, что людей, чьи дома были разрушены российскими ракетами, и кто бежал от них с детьми вглубь своей же страны, надо бить и уничтожать на основании их языка – ты, по сути, призываешь к погромам, и тем самым не только обслуживаешь кремлёвскую пропаганду, но и сеешь в своём обществе геноцидальные настроения. Факт вторжения эти опасные посевы в жанре Красовского не оправдывает. Тем более в случае с Фарион, которая поёт эти человеконенавистнические песенки уже не первый десяток лет.

Подобные высказывания недопустимы в тех обществах, которые называются демократическими, и от поставок вооружения которых зависит украинская победа. Чем больше такого в эфирах, тем проще той части западных элит, которая хотела бы лишить Украину поддержки, аргументировать, почему «таким» не нужно ничего давать. И это сразу бьёт по ЗСУ. Ведь одно дело поддерживать привлекательный исторический нарратив борьбы народа за независимость от авторитарного агрессора, и другое – новую Руанду.

7 – ЯНВАРЬ – 2023

​​По данным исследования Бюро Национальной Статистики Великобритании, за последние 50 лет количество актёров, музыкантов, писателей и художников из рабочего класса сократилось вдвое: если в 1970-х их было 16,4%, то теперь – 7.9%. Это говорит о том, что, вопреки разговорам о демократизации творческих профессий, искусство становится всё менее инклюзивной, и всё более привилегированной областью человеческой деятельности.

Культура, которую мы потребляем, является продуктом преимущественно сытых мальчиков и девочек, чьи экспрессии не выражают всей полноты человеческого опыта. Если до публики и доходят истории из рабочих семей, то зачастую не от первого лица, а в формате пересказа, который производят люди без понятия о том, чем живёт и как чувствует рабочий человек. Не редко, такой пересказ является квотным хайпом на социальных темах. В его процессе рабочий редуцируется до работяги – символической карикатуры, которой любят посострадать набитые эклерами артемоны с венецианской веранды.

Проблема дефицита аутентичных голосов из рабочей среды решается созданием системы благоприятных условий для их экспрессии и репрезентации.

Речь не просто о благотворительных платформах демонстрации рабочего искусства или искусства на рабочую тему. Речь о необходимости создания спектра возможностей, предоставлении доступа к ресурсам, необходимым для художественной практики, включение в неё максимально широкого числа разных людей. Практики, которая не сулит больших доходов, и, в этом смысле, связана с экономическими рисками, на которые гораздо легче пойти тому, кто не умрёт с голоду, если решит сесть писать роман, а не разгружать ящики с апельсинами.

Тем же из нас, кто, являясь художниками, не является частью рабочего класса, хорошо бы задуматься о том, как поделиться своими ресурсами с ближним, включить его в искусство, и открыть хотя бы на территории своей творческой практики пространство реализации разнообразия аутентичных голосов.

Это – одна из тем, которая меня волнует, так как я занимаюсь документальным кино/портретной фотографией, и часто работаю с людьми других рас, культур или классов, чем мой. Суть этого волнения связана как с риском вышеупомянутого пересказа, так и с конкретной задачей, которую я пытаюсь решить: как перейти от авторитарных отношений автора и сабджекта к диалектическому соавторству? То есть, сделать вертикальное горизонтальным. Хочется взаимодействовать с кем-то живым, с субъектом, а не с объектом, которым я могу манипулировать, и кто становится от этого предметом, вещью, мертвечиной.

В процессе такого хотения я пришёл к следующей стратегии: важно отпускать как можно больше нитей контроля за результатом; обсуждать с соавтором-в-кадре как и что будет показано, верифицировать с ним его репрезентацию, включать его идеи, и ограничить своё участие в произведении какой-то одной областью его создания – например, я монтирую, ты снимаешь, или наоборот. Подчас моя роль и вовсе сводится к созданию условий для съемки другого, где я выступаю лишь как консультант, дающий фидбэк по запросу, и отвечающий на технические вопросы по камере или микрофону. Главное, чтобы по итогу встречи человека с человеком вышла живая и честная штука.

Порядок, исключающий рабочие голоса из производства культуры, которая невозможна без труда исключаемых, обрекает нас на мир, где сытые люди гипнотизируют большинство своими досужими выдумками. И где сама культура становится  кривым зеркалом, в котором это большинство не узнает себя, и видит лишь хозяйские отражения.

8 – ЯНВАРЬ – 2023

Кстати, классное слово «світлина». Это «фотография» на украинском. В нём есть и свет, и мир, который «лине» – то есть, льнёт. Прижимается нежно всем телом. А куда? К тебе! И тёплый свет, и целый мир – вот что содержится на фото. Для тебя!

Русское слово-аналог світлинисветопись, тех же симпатий не вызывает, так как чисто фонетически звучит как флюоресцентная урина. Тогда как світлина – это світлосвіт, пузырёк со светящейся жизнью. Её можно смотреть. Нею можно освещать свои сумраки. В неё, в конце концов, можно отправиться и быть.

Это, собственно, то, чего мне хочется от фото. Чтобы фото было дверью. А за дверью – вечная весна. Победа над смертью!

9 – ЯНВАРЬ – 2023

В результате последних событий в Мексике, где вспыхнула война между картелем Синалоа и правительством, арестовавшим одного из сыновей наркобарона Эль Чапо, я понял, что мои представления о наркокартелях требуют апдейта.

Оказывается, что мужчины в цветастых рубашках нараспашку (Пабло Эскобар) остались в прошлом. Туда же, по всей видимости, уходят и такие чуваки как Эль Чапо, которые относились к наркобизнесу, в первую очередь, как к бизнесу, и лишний раз не отсвечивали, чиня свою мокруху.

Сегодня главным конкурентом картеля Синалоа является Картель Нового Поколения Халиско (CJNG). Его визитка – демонстративное гипернасилие, и милитаризация своих головорезов, чья подготовка включает в себя поедание человеческой плоти. Эти военизированные каннибалы предпочитают пулемёты и снайперские винтовки .50 калибра. При экспансии, заходят в населённый пункт, и начинают убивать всех без пощады в рамках паблик рилейшнз.

На видео – конвой картеля CJNG. Это так сейчас выглядят наркоторговцы, начинавшие с контрабанды авокадо. Талантливые предприниматели. Цветы разбазаренного государства и свободного рынка с его спросом, который рождает предложение. Дороги успеха, которые снюхивают в пентхаусах Первого мира политики, бизнесмены и звёзды, мощены такими вот пацанами, которые не так давно сбили из гранатомёта вертолёт вооруженных сил Мексики, и открывают двери в новую эпоху. Разумеется, с ноги.

16 – ЯНВАРЬ – 2023

Сегодня в США отмечают День Мартина Лютера Кинга – лидера движения за гражданские права афроамериканцев. MLK проповедовал ненасильственный протест и отвечал на расистский террор мирными акциями неповиновения. 

Движение Кинга добилось подписания законов о гражданских правах, но сам он был убит, после чего правительство бросило на подавление его сторонников 70,000 солдат. Это их радикализовало, и привело к расцвету «Чёрных пантер».

История чёрного человека в США – это ключ к пониманию американского общества. Я не устаю благодарить судьбу за возможность зайти в Америку именно через эту дверь, узнать её в общении с теми, кто её знает лучше всех, и может показать всё то, что находится за её карамельным фасадом.

Несмотря на то, что всё это – история чужбин за тридевять земель, между бывшими крепостными и бывшими рабами, как и между жертвами колониализма вообще, есть много общего. И тех, и других объединяет опыт угнетения. И те, и другие продолжают бороться с паном за свою свободу, права и достоинство. 

В этой связи, хочу поделиться своим видео, в котором MLK и его последователи объясняют, как устоять под напором агрессора, и почему так важно защищать свою субъектность. Сказанные другим людям в другом времени эти мудрости остаются актуальными и полвека спустя. Power to the People!

17 – ЯНВАРЬ – 2023

​​Если противники MLK с пеной у рта доказывали, что он коммунист, то ряд его «сторонников» с той же пеной пытаются очистить его биографию от левизны.

Движение за гражданские права афроамериканцев долгое время не решалось выйти за рамки расовой повестки, более того – видело для себя угрозу в таком выходе, мол, не стоит распыляться, влезать в прочие битвы, и подставлять наше дело под ещё больший удар. Тем не менее, война США во Вьетнаме не оставила MLK возможности отмолчаться в сторонке, и он выступил против неё. За что его принялись заклевывать уже не только консерваторы, но и т.н. демократы: двигай свою чёрную тему, не лезь куда не следует…

Однако для MLK всё это было частью «чёрной темы». Афроамериканцы не забыли, как, возвращаясь с фронтов WW2, встречали не цветы, а расистское общество, лишавшее их послевоенных привилегий, которые получили белые ветераны, и на которых выросли нынешние бумера. Поэтому на момент Вьетнама перед чёрным сообществом стоял вполне логичный вопрос: с какой стати я должен лететь за тридевять земель терроризировать чужой народ и умирать за Родину, для которой я – гражданин второго сорта?

MLK не был коммунистом. В первую очередь потому, что был христианином. Но леваки были в числе его соратников. И сам MLK хорошо понимал, что вопрос прав афроамериканцев неразрывно связан с вопросом об экономической системе, жертвами которой они являются. В конце концов, кто получает самую маленькую зарплату, работая на самых тяжёлых работах? Какого цвета люди?

«Однажды нам придётся задать себе вопрос: почему в Америке 40 миллионов бедняков? Задаваясь им, ты приходишь к вопросу об экономической системе и её принципах распределения благ. Все эти вопросы вынуждают усомниться в капиталистической экономике. [...] Зло капитализма является столь же реальным, как зло милитаризма и расизма». (MLK, 1967)

За день до своего убийства MLK толкал речь в поддержку бастующих рабочих в Теннесси, а за два месяца до этого запустил Кампанию в поддержку бедняков, тем самым расширив повестку чёрного движения до требования экономической справедливости. Всё это уже после того как оно добилось принятия исторических законов о гражданских правах, и находилось на пике своей славы.

Не удивительно, что семья Кеннеди, которая, в мифологии избирателей Хиллари Клинтон, является семьей великих борцов за всё хорошее, санкционировала полномасштабную прослушку и травлю MLK. 

Это – та часть наследия Кинга, которую вытесняют из общественного сознания как Республиканцы, так и Демократы. Потому что она угрожает их системе. И очень многие из тех, кто сегодня вешает на себя хэштэги типа BLM являются в действительности теми, с кем Кинг и его последователи вели свою борьбу.

Нет, чёрное движение 1950-1970-х не боролось за свободу чёрных капиталистов типа Бейонсе, которые производят свой мерч на потогонных фабриках в Шри-Ланке, чьи работницы получают 64 цента за 60 часов работы в неделю. И не за Барака Обаму, залившего кровью народы Ближнего Востока. Но об этом неудобно вспоминать, нанося фото MLK на бухло для соответствующей целевой аудитории; или будучи сытой мамкой на Женском марше, и как бы не замечая, что каждая женщина, которая продаёт тебе на этом марше хот-доги, другой расы.

Невольно вспоминается цитата одного политического деятеля начала 20-го века:

«Угнетающие классы при жизни великих революционеров платили им постоянными преследованиями, встречали их учение самой дикой злобой, самой бешеной ненавистью, самым бесшабашным походом лжи и клеветы. После их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы, так сказать, канонизировать их, предоставить известную славу их имени для "утешения" угнетенных классов и для одурачения их, выхолащивая содержание революционного учения, притупляя его революционное острие, опошляя его».

19 – ЯНВАРЬ – 2023

​​Насилие является одним их тех спорных моментов политической борьбы, который разделяет активистов. Одни считают, что оно недопустимо, другие настаивают на его неизбежности.

Конечно, тактику диктует исторический контекст. Однако, исследователи освободительных движений обращают внимание на эффект радикального фланга, который прослеживается во многих кейсах борьбы за права и свободы.

Вопреки расхожему убеждению, что радикалы мешают завоевать сердца умеренного большинства, в реальности всё как всегда сложнее.

Рост финансирования умеренных организаций в рамках движения за права афроамериканцев (1950-1974) совпадает с расцветом чёрного радикализма в лице Нации Ислама и Чёрных пантер (Haines, 1984).

До их выхода на арену режим мог просто игнорировать MLK. Однако появление радикальных активистов поставило его перед выбором – сотрудничать с теми, кто выступает за ненасильственные перемены, или иметь дело с растущим числом вооруженных революционеров.

Иными словами, шухер, который устроили радикалы, поспособствовал прогрессу движения в целом. Следовательно, отношения между умеренным и радикальным флангом следует рассматривать не как антагонистичные, а как диалектические – далёкие от гармонии, и, тем не менее, ассистирующие друг друга в деле давления на систему и изменения порядка вещей.

Вооружённая борьба мексиканских сапатистов закончилась бы кровавой баней, и их истреблением, если бы на их защиту не поднялся океан умеренных либтардов, готовых выходить на площади и держать там плакатик с воздушным шариком.

Благодаря тому, что в американском феминистическом движении имелся свой революционный фланг, умеренные феминистки выглядели на его фоне более привлекательным в глазах широкой общественности (Freeman, 1975) и т.д. 

Главным примером эффекта радикального фланга в действии является пример Октябрьской революции (1917), перепугавшей европейскую буржуазию до такой степени, что та изменила тактику, и пошла на уступки рабочему классу, чтобы избежать красного террора в своих странах; сохранить что-то, чтобы не потерять всё. И это сработало. Европейская революция захлебнулась, и мы получили нацизм, но также – фундамент европейской социал-демократии, на котором выросла та Европа, в которую многие стремятся, потому что там удалось реализовать относительно успешный велфер с профсоюзами и без ГУЛАГа. (точнее, без ГАЛАГа на дому – в африканских колониях он продолжился и после исторической победы над нацизмом).

Сегодня всё это трещит по швам, возвращая нас в бородатый разговор об эффективности реформизма в перспективе. Вывод, который следует сделать, заключается не в том, что правы радикалы, или, наоборот, правы умеренные борцы за права и свободы, а в том, что рука руку моет.

27 – ЯНВАРЬ – 2023

Безумец поджог крышу, и теперь над ним нависают четыре полицейских вертолёта. А я еду под землёй, и читаю ленту новостей: «Демографический коллапс необратим», «Впереди нас ждёт рецессия, но солнце ещё обязательно взойдёт над экономикой», «В ближайшие 4 месяца 700.000 американцев потеряют работу», «Работники Google выстроились в очередь к офису и проверяют свои пропуска: если вместо зелёного, дверь отвечает красным огоньком – значит, ты уволен». «Отношений без боли не бывает, – говорит мне попутчица. – Боль делает их реальными». Я наблюдаю вагон, и слово «реальность» в меня не заходит. Но это она.

28 – ЯНВАРЬ – 2023

​​С интересом читаю думы на тему «запрета» русского языка в Киево-Могилянской Академии. Слово «запрет» в кавычках, потому, что его инициаторы до сих пор не утвердили наказание за нарушение запрета. Запрет без наказания – это скорее поза, чем запрет.

Поза, замечу, не новая. Могилянка была и остаётся рассадником консерватизма. Общение на русском там не приветствуется уже не первый десяток лет. Руководство этой крепости «национального сознания» известно запретами выставок современного украинского искусства, и поддержкой презентации книг итальянского неофашиста Франко Фреда. Я не к тому, что это норм, а к тому, что странно удивляться, видя в окнах борделя людей с капающими носами…

У меня нет ни малейших сомнений в том, что, при наличии соответствующей власти, господа, подобные президенту Квиту, готовы запретить не только язык, но и людей с «неправильными» черепами. Однако такой власти у них нет.

Могилянка – это не частная школа, а государственный ВУЗ, субординированный украинскому закону – в частности, Конституции, которая не позволяет устанавливать дискриминационные «локальные правила», о которых сейчас пишет ряд представителей «гражданского общества», в очередной раз выгораживая «патриотический» импульс отдельно взятых ксенофобов.

Если вы принадлежите к числу людей, которые поддерживают идею запретить студентам выбирать язык межличностного общения в стенах государственного ВУЗа, меняйте Конституцию. В противном случае, её досадные демократические директивы придётся соблюдать.

29 – ЯНВАРЬ – 2023

Волна увольнений в США не идёт ни в какое сравнение с тем, что происходит в Украине, где у т.н. layoffs есть своя военная специфика.

Одним из основных способов мобилизации украинских солдат является раздача повесток на рабочем месте – руководство предприятий обязано содействовать военкоматам. На практике это означает, что предприятие теряет работников, а с ними и доход, что, как вы понимаете, очень хорошо для экономики.

Реагируя на эту ситуацию, правительство утвердило механизм бронирования работников IT-компаний. Одна такая компания может забронировать не более 50% военнообязанных работников, и должна соответствовать как минимум трём критериям. В их числе:

– средняя зарплата на предприятии — не меньше средней зарплаты по региону...;

– не имеет задолженности по ЕСВ;

– уплатила более 1,5 млн. евро налогов в бюджет в течение года...;

– за последний год получила более 32 млн евро поступлений...;

Иными словами, право откупиться от смерти является привилегией богатых компаний, тогда как малый и средний бизнес обречён сдавать мужиков на убой.

И после этого нам говорят, что класса нет, и что все мы, конечно, равны в этом нашем демократическом обществе, но кто-то, всё-таки, ровнее. И если тебе не повезло трудоустроиться на более выгодную работу, будь добр касочку надеть, и шуруй в героический эпос. А патриоты территориальной обороны Мюнхена, и чики, чья рыночная востребованность резко возросла под влиянием закона на гендер, полайкают тебя в фейсбуке.

Потом вот эти 50%... вы представляете, что это значит? Это тебе не просто 50,000 айтишников на улицу выгнать, где они будут плакать в кафешке, думая, где теперь взять шестизначную зарплату. Это слив на войну. Но кого? Тебе решать, атлант!

И вот ты сидишь перед списком своих работников, и решаешь, как боженька, кого из них отправить в Бахмут, а кого пощадить, руководствуясь интересами бизнеса, а не человека. И пофиг, что у Веталя двое детей. Зато социопат Санёк доходен. И время тратил не на почкование, а на карьерный рост. Поэтому он будет жить, а Веталь должен драться с людоедом. Как тут флажком за Веталя не помахать?

Все мы, конечно, standing with Ukraine, но между нами есть секретик: «главное, чтобы не мой, и не я»…

Ток в пиццерии

Эксклюзивное невежество