В любом обществе существуют моменты штиля, и моменты разверзающегося водного буйства, вызванного революционной активностью масс. Когда общество пребывает в треволнении; пульсирует и динамично считывает вибрацию истории вокруг себя – оно способно шагнуть вперёд. Любая революция, помимо прихода к власти очередных вампиров, знаменуется значительными трансформациями во всех сферах общественной жизни. Таков эффект революционного цунами.
Мгновения водного буйства предполагают выброс исторической энергии. После подъема, однако, волна всегда обрушивается. Пройдёт ещё некоторое время, прежде чем следующая волна сможет возникнуть и набрать высоту. По этой причине искусство не должно упускать волну революции. Почему бы не воспользоваться её энергиями для трансформации культуры?
По завершению воодушевлённой политической грызни, революция превращается в свору огненных псов, каждый из которых мчится в разные стороны, распространяя революционное пламя по всё новым и новым сферам общественной жизни.
Искусство не должна интересовать политика, ибо она лжива и лицемерна. Но искусство должно интересовать развитие творческих сфер, образование в обществе живого культурного ландшафта. Важно собрать и поджечь собственного пса, дабы он помчался зажигать общество творческими замыслами. Пока люди активны, их стоит воспламенять – доводить Революцию до Кострища.
Если революция окажется подлинной, то повлечёт за собой повсеместные реформы и преобразования. Чем искусство ответит на это? В чём будет заключаться его общественная задача? Да и может ли она вообще существовать?
Нет флагов, нет цветов, нет политики. Нет доктрины, нет режима, нет искусства на службе у правительства. Есть лишь массы и их потребность в культуре. Есть лишь искусство, как форма общественной жизни.
Искусство следует развивать, используя всю доступную нам чувственность в отношениях с революционным цунами.
Художникам не стоит верить в нечто одно. Это было бы губительным для всех. Лучше направить свои умения на реализацию разнообразного множества культурных проектов. Будь то выставка, перфоманс, презентация или закон, расширяющий пространство свободы искусства – всем этим следует заняться в мирное время после восстания.
Я призываю обнажить все нервы на теле искусства. Собрать все свои силы и воспользоваться революционной энергией, чтобы, наконец-то, ввергнуть массы в культуру. Художник вне политики. Но художник поджигает общество своими произведениями. Сегодня Украина, как никогда, имеет шанс вырастить на почве активности масс новую революцию – революцию в искусстве.