«Эта игра – лучшее, что создало человечество в жанре «экшн». И знаешь почему? Разработчикам удалось создать умного противника». – продавец игр Компьютерные игры с высокой степенью насилия – это своего рода терапия, облегчающая бытие в социуме. Игровой садизм позволяет выпустить пар, снять накопившееся напряжение, вымастурбировать из себя агрессию. Субтильный ботан получает возможность побыть альфа-самцом, и намотать кишки врага на дуло своего пистолета. Мужчина, переживающий кризис маскулинности, комплексует от невозможности соответствовать своей традиционной психо-социальной роли, и тоже нуждается в помощи. Ежедневное совокупление с зубастым начальником, общественным транспортом, политиками в телевизоре и прочим уродством взывает такого мужчинку лупить и колотить. «Я хочу лупить и колотить, – говорит он. – Ненавижу! Мясо! Р-р-р! Хочу быть грозной гориллой, стальным локомотивом, крейсером «Аврора», да будут прокляты солярии и бритвы для задницы!». Ему необходимо попуститься, и компьютерная игра – одно из решений.
И, всё же, тема глубже. Ключ к этой глубине кроется в словах обычного продавца лазерных дисков: «[лучшая игра – это когда] разработчикам удалось создать умного противника». Нам не достаточно убивать симуляцию. Дело не в графике. Мы хотим лишать жизни сознательное существо; существо, мыслящее и от того живое, убедительное. Мы полагаем противника реальным, когда он демонстрирует способность думать. Мы получаем больше удовольствия, когда убиваем разумного гнома, нежели гигантскую железяку. То есть, не сила бросает нам вызов, а мозг. Война современных самцов – это война не мускула, но мысли. В этом заключена иллюстрация очевидного смещения акцентов в мышлении мужчины. Война дня сегодняшнего – это война за качество серого вещества.
Не думаю, что индустрия компьютерных игр – это инкубатор по выращиванию армии ненавистников ума. Равно как и не стоит сводить всё к противостоянию двух моделей мужчин – «вчерашнего воина» и «сегодняшнего мыслителя». Всё дело в том, что мужчина изменился. Это изменение даёт повод задуматься.