«Оберслэм» возник из понимания того, что за последний год поэтический слэм в Украине превратился из подвижнического начинания журналов «ШО» и «ПРОЗА» в революционное культурное движение. На сегодняшний день, "бойцовские клубы" поэтов возникают уже самостоятельно по всей стране, и организуются разными, независимыми друг от друга кураторами; появились свои звёзды слэма (Коробчук, Лазуткин, Поваляева, Горобчук...), было издано теоретическое пособие по воспетому нами хулиганству; вечера слэма собирают полные залы и получают широкий резонанс в прессе. Однако главное достижение слэма в том, что он связал поэтов и общество, сделал поэзию модной и зубастой, произвёл свой уникальный Стиль. Революция должна продолжаться! Движение поэтического слэма нуждается в перманентном развитии и обновлении, чтобы сохранять свою витальность на просторах искусства. Перед нами стоит ряд проблем: отсутствие Лиги и недостаток свежей крови. Именно поэтому мы придумали «Оберслэм». Его задача – привлечь в движение новых бойцов и стать общенациональной площадкой для определения их качества. Прекрасный хаос требует чемпионата. Слэму тесно в имеющихся рамках литературного процесса. У него есть все основания заявлять себя самостоятельной и отдельной ветвью культурного процесса – единственным литературным феноменом в Украине, который не зависит от того, с какой ноги сегодня проснулся Андрухович, и бухал ли ты с ним вчера. Оберслэм – наш решительный шаг к полной культурной автономии от мэтров и традиций; победоносная песнь молодости.
ОТБОР ПОЭТИЧЕСКОЙ БИОМАССЫ
Первый «Оберслэм» состоял из двух этапов – отборочного и финального (в 3 тура). Поэт, желающий поучаствовать в финале «Оберслэме», должен подать заявку со своими текстами на рассмотрение Отборочного Комитета (Сергей Жадан, Анатолий Ульянов, Александр Кабанов). У некоторых это вызвало шквал негодования, мол, присутствие Комитета противоречит анархистскому духу слэма. Мы, однако, руководствовались соображением, что у слэма, каким бы хулиганским он ни был, должен быть и профессиональный чемпионат, способствующий качественному развитию всего движения. Отборочный Комитет действует исключительно во время «Оберслэма» и категорически запрещён на повседневных слэмах. Более того, сам финал «Оберслэма» судит толпа. Комитет занимается лишь предварительным отбором жертв для народного трибунала.
У каждого из трёх членов Комитета были свои критерии отбора. Кабанов заботился качеством поэзии. Содержание волновало его куда больше формы. Жадан стремился открыть новых поэтов. Я же плевать хотел на качество стишков и искал юродивых, способных испытать на сцене эпилептический припадок и таким образом закатить шоу. Графоманы, невротики, бездари и уродцы полезнее для шоу, чем тройка поэтических гениев. Хорошая и глубокая поэзия не должна быть на сцене. Её место в интимной беседе с читателем. Слэму спокойствие не подходит. Слэм – это кунсткамера. Публика не приходит на слэм за духовными откровениями. Она приходит баловаться, развлекаться, шутить и подкалывать, бросаться бумажками и указывать поэту его место. В общем, я старался отобрать тех, кто поможет сделать шоу качественней, позволит угодить толпе, а не порадовать трёх интеллигентных метафизиков. Слэм – это звериное зрелище. В итоге, нам удалось воплотить интересы всех трёх членов Комитета и представить публике весьма разношерстный набор дерущихся поэтов.
УЧАСТНИКИ
Антон Добринский, Дарья Важинская, Владислав Волочай, Елена Заславская, Олег Коцарев, Андрей Любака, Ярослав Минкин, Артем Полежака, Сергей Прилуцкий, Василий Скакун, Дмитрий Лазуткин, Артем Чередник, Андрей Хаданович, Павел Коробчук. Не явились: Герман Лукомников, Максим Кабир, Игорь Данилов.
ПРАВИЛА
Каждая поэтическая тварь получила три минуты на выступление в одном из трёх туров Оберслэма: первый тур, полуфинал, финал. За превышение лимита времени – карательная санкция (минус 2 балла). Выступление поэта оценивает публика: в зал выбрасывается пять комплектов с карточками для голосования (пятибалльная система). В конце каждого тура (а также в середине первого тура) карточки меняют своих судей из толпы. Высший и низший баллы вычеркиваются балл-мейстером, ведущим турнирную таблицу. В идеале, из общего тура в полуфинал выходят четыре поэта, в финал – двое. Главный приз «Оберслэма» – бабло ($400).
АРЕНА
Харьков стал столицей слэма не случайно. Будучи колыбелью всех исторических авангардов в Украине, этот город явился идеальным полотном для утверждения очередной культурной революции – слэма. Здесь начинался украинский футуризм. Здесь начинается слэм. Харьковская публика – самая живая и свежая по стране. С ней можно играть, закипать и пульсировать, твориться в едином порыве энергий. Тем не менее, мы по-прежнему рассматриваем возможность устанавливать барьер между сценой и залом, дабы драки, броски курятиной и разгром аппаратуры, "прославившие" наш львовский слэм, более не повторялись.
ПОБЕДИТЕЛИ
В полуфинале Оберслэма столкнулись – Ярослав Минкин, Артём Полежака, Павел Коробчук и Дмитрий Лазуткин. Победил – Дмитрий Лазуткин. Отдельного внимания заслуживает Артём Полежака (пожалуй, первый чистокровный украинский слэм-поэт), группировка «СТАН» в лице Ярослава Минкина и Елены Заславской, которые устроили на сцене шоу с куклами, флагами и видео-джихадом, а также Вася Скакун, выступивший в образе гопника и ставший насмешкой над "высокой поэзией".
ОРГАНИЗАТОРЫ ОБЕРСЛЭМА
Фестиваль «Харьковская Баррикада», журнал культурного сопротивления «ШО», философское порно-издание о современном искусстве «ПРОЗА».