Интервью Анатолия Ульянова с уличным музыкантом DubFX.
***
– Расскажи как рождалась и развивалась идея DubFX.
Я начал петь, когда мне было 17. Играл в туче разнообразных коллективов, затем начал колбасить в качестве МС и ди-джея по клубам Мельбурна. Там-то я и начал использовать педали эффектов, учиться манипулировать голосом в живой ситуации. В 2006-м я решил, что пора путешествовать. Купил луп-станцию и решил попытать счастья на улицах Европы, чтобы оплачивать дальнейший путь. Когда я добрался до Англии, моё творчество перешло на новый уровень. Всё потому, что бриташки всегда жаждут новый саунд – и я начал накачивать свою музыку всей этой кучей стилей типа грайм, драм-Н-бас, дабстеп, дэнс-холл, джангл и т.д, просто битбоксируя, загоняя слои жирного баса в луп-станцию. Знаешь, я никогда не думал, что создам DubFX... это просто случилось.
– Кто ты? Вольный уличный путешественник, поющий о проблемах человечества, или "профессиональный артист", который нуждается в аудитории?
Если честно, я просто ещё один человек, изо всех сил пытающийся чему-то научиться. Я пою о вещах, которые считаю настоящими. Я заметил, что именно когда я честен перед собой и держу микрофон, люди останавливаются и слушают. Осознавая это, я рос и становился тем, кем являюсь. Если бы я так никогда и не покинул свою спальню и просто лабал бы обычные концерты, как большинство музыкантов, моя лирика не была бы мощной. Блин, не знаю... Уверен лишь, что выступление на улице – лучший способ стать хорошим перформером и артистом. Мои приоритеты – кушать хорошо, делать людей вокруг счастливыми, – что, кстати, делает счастливым и меня, – и продолжать учиться. Музыка – этой мой шанс творить, самовыражаться и быть в терках с человеческим духом, по ходу зарабатывая достаточно денег, чтобы кидать вменяемую еду себе в рот.
– Твоя слава рождалась в блогах и социальных сетях. Сетевой народ, как известно, может превратить пацана с улицы в поп-идола. Но зачастую, все эти звёзды – однодневки. Их искусство живет мгновение. Затем сетевой народ выбирает нового бога, новый "прикол из И-нета". Не боишься быть микротрендом?
Та это всё зависит от меня. Я никогда не постил видео с собой на YouTube. Это делали люди, которые встречали меня на улицах. Я также не просил никого брать у меня интервью. Журналисты сами обращаются. Я вообще не в курсе, что там про меня пишут на форумах, поскольку ненавижу компы и вообще мне пофиг. Я не собираюсь наживаться на собственной славе. Всё, что меня волнует – это писать музыку, которая мне нравится, путешествовать, выступать на улицах и плыть по течению. Лучший способ всё просрать – соревноваться с какими-то там микро-трендами.
– Битбокс – весьма символический феномен. В его основе мне видится идея того, что единственный настоящий музыкальный инструмент – человек. Сам-то ты занимаешься битбоксерством исключительно из-за саунда, или также осознаешь эту идею органической человекомузыки?
Я начал заниматься битбоксом, потому что мы с друзьями фристайлили в школе и нам нужен был бит. Я не очень хороший битбоксер, поэтому и использую луп-станцию, чтобы делать многослойную, жирную музыку. Честно говоря, мне бы хотелось иметь настоящую группу, но, на данный момент, гораздо легче делать всё самому. Да и мне кажется, что людей впечатляет именно то, что всё это звучит так мощно, а по факту вся композиция создаётся голосом одного человека.
– И, тем не менее, я не могу не попросить тебя преподать урок молодым будущим битбоксерам. Как им начинать? Как открывать этот бит-саунд внутри себя? Практически, я имею в виду.
Ну ты же понимаешь, что это трудно объяснить, если ты не находишься со мной в одной комнате. Все ответы по этому поводу можно найти на сайте humanbeatbox.com. А ещё можно сходить на сайт Мэла Вэбба (Malwebb.com) – он офигительный учитель. Глянь в раздел "bandmouth". К примеру, там есть такой урок – повторяй словосочетание "bouncing cats" снова и снова, акцентируя всё, кроме окончания глагола. Получается простой бит: BOunCingKaTS, BOunCingKaTS...
– Ты считаешь свою музыку самодостаточной? Настолько же она эффективна, когда ты слушаешь её на CD, как тогда, когда ты слышишь её и видишь как ты это всё делаешь вживую?
Ну, я не уверен... Каждый сам решает. Для меня важно ЧТО, а не КАК. Хорошая песня должна быть хорошей песней, вне зависимости от того, используешь ли ты целую группу музыкантов или только луп-станцию, педаль гитарных эффектов и собственный голос. Когда я играю на улице, то, уверен, использование небольшой луп-станции – это то, что привлекает внимание. Но только сама музыка в итоге решит, купят они твой CD или нет.
– Расскажи, каким ты видишь будущее проекта DubFX.
Я только что закончил свой первый студийный альбом. Надеюсь, его содержание впечатлит людей, даже если они не будут знать, что всё это сделано ртом. Я также планирую записать детский альбом с моей подругой Flower Fairy, а также записываю альбом с моих другом Woodnote... он тоже делает музыку, битбоксируя с луп-станцией. Правда, он ещё на саксофоне играет – задорная штука. Также я, Woodnote и продюсер по имени Distro делаем группу живого дабстепа, которая называется "Kila Mega Giga Tera". Короче, как видишь, мне есть чем заняться. Хочу ещё основать независимый лейбл для хорошей музни, которая будет распространяться, в основном, через Интернет.
– Я видел, что с тобой иногда выступает девушка. Кто она и какова её роль в проекте?
Это и есть Flower Fairy. Моя будущая жена. Она – это половина всего этого дела. Без неё я бы не был тем, кем есть. Мы сейчас вместе активно выступаем по клубам и она очень помогает зажечь публику. Она рэпует и поет под мою музыку, что заставляет народ в зале взлетать в воздух. Также она переписывается с прессой, договаривается по концертам и фестивалям.
– А ты бы хотел, чтобы DubFX превратился в глобальное движение твоих последователей – уличных битбоксеров?
Это было бы круто... но я ведь не один такой. Есть ещё MC Xander из Лондона, Woodnote... Вообще, да. В будущем обязательно будет больше людей, которые тащат саунд-системы на улицы и лабают всю эту дабовую штуку.
– Насколько мне известно, у тебя нет продюсера, контрактов с рекорд-лейблами и личной PR-службы. Это осознанное, или вынужденное положение дел?
Ну, сейчас достаточно играть на улице и использовать Интернет. Я не против подписать контракт с каким-то жирным лейблом, но с тех пор, как я начал самостоятельно строить себя, а не ждать, пока придут важные чуваки с чемоданом денег, я осознал, что лейблы сегодня уже не так важны. Сейчас все решает то, насколько усердно ты работаешь. Возможно, придет день, когда мне понадобится нанимать людей, чтобы, к примеру, сделать себе дизайн диска, но пока я рад заниматься всем этим с моей девушкой.
– Как вообще с реакцией людей на улицах? Глядя видео с твоими европейскими выступлениями, я заметил, что порой прохожие вообще не проявляют какого-либо интереса. Как думаешь, всё потому, что европейцы пресыщены и занудны, мол, "та мы уже всё видели, нифига интересного вокруг"?
Есть такое. Бывает, вообще никто не смотрит, а бывает – собирается добрая сотня. Но это вообще не только европейская ситуация... везде так. Люди ж как овцы – когда они видят десять человек, которые на что-то смотрят, то думают: "О, чёта интересное. Я тоже пойду смотреть". Но когда никого вокруг, человеку трудно остановиться и смотреть. Сегодня я использую более мощную саунд-систему, так что больше проблем нет – я уже знаю, как заставить людей остановиться.
– Расскажи, кстати, о своем оборудовании и его стоимости.
Мой микрофон подключен к гитарному процессору Boss Roland GT10. Именно с его помощью я добиваюсь всех тех эффектов, как дилэй, реверб (эхо) и компрессия. Также среди педалей эффектов я использую синтезатор: все, что мне нужно – это петь нужные мне ноты, и они звучат, как синтезатор (а не голос); далее я могу манипулировать этим звуком с помощью других эффектов, создавая настоящий жирный басовый звук. Потом сигнал поступает на луп-стэйшн (педаль, создающую звуковые петли) Boss Roland RC50. Она выглядит просто как самплер, стоящий у ног – делает лупы из любых эффектов, которые я выберу в данный момент. Так что у меня один звуковой эффект для создания битбокса, один для рэпа, один для баса и так далее... обе эти штуки стоят примерно по 400 евро каждая... Изначально для лупов я пользовался GT6 и педаль Headrush (каждая из них стоит примерно по сотне евро), но со временем, конечно, я апгрейжу инструментарий...
– А бывали какие-то стычки с полицией во время твоих уличных концертов?
Постоянно. Мир вообще становится всё более полицейским. Но я всегда тактичен с полицией и охранниками, они же просто делают свою работу. Я научился с ними разговаривать так, чтобы они не останавливали мои выступления. Разумеется, бывают и сложности...
– Чтобы выступать на улицах в Европе, часто приходится получать какое-то официальное разрешение?
И да, и нет... Обычно я просто выхожу и колбашу, пока меня не остановит полиция. Я прошу позволить мне продолжить. Если они говорят "нет" – просто ухожу в другое место. Но, конечно, когда у меня есть возможность получить официальное разрешение, я просто иду и получаю его.
– Поделись какой-нибудь яркой историей из своих путешествий.
Однажды в Манчестере на меня напал здоровенный амбал с мачете. Он покрошил все мои вещи и чуть не разрезал меня пополам. Вместо того, чтобы убегать, я в шоке застыл на месте. К счастью, чувак оказался достаточно разумен, чтобы не убить меня. Он замахивался над моей головой, а я просто смотрел на него. Тогда он начал рубить все вокруг. Сердце, признаюсь, чуть не взорвалось. Он раздолбал всю мою аппаратуру, но с тех пор я больше никогда не паникую и всегда спокоен в подобных ситуациях. Убежден, в человеческом духе заложено уважение к людям, которые демонстрируют бесстрашие. И именно бесстрашие помогло мне выбраться из ряда опасных ситуаций.
– Где тебе больше всего понравилось выступать?
Сейчас я живу в Бристоле. Классное место. Хорошие люди, офигенная музыкальная сцена, родина Portishead, Massive Attack, Ronnie size и т.д. Вообще, везде, куда я ездил было хорошо. Я действительно люблю Англию. Она, убежден, остается месторождением всего музыкального авангарда. Да и люди... Понимаешь, англичане воспринимают музыку как образ жизни, часть своей идентичности, в то время как в других местах музыка превратилась в развлечение. Впрочем, как бы я не обожал Англию, всё равно надолго здесь не зависну. Хочу отправиться в путешествие по Южной и Северной Америке, съездить в Африку...
– Даб – это сиюминутное модное течение, или же полноценная музыкальная культура, которой ещё предстоит развиваться?
Любая музыка – это нечто постоянно развивающееся, обогащаемое новыми людьми. Сам я стараюсь не зацикливаться на каком-то одном направлении – объединяю регги, джазз, блюз, хип-хоп, дабстеп, драм-Н-бас, брейкбит и всё, что только захочу в данный момент. Любой жанр может быть классным и говняным в одночасье. Всё зависит от исполнителя.
– А ты бы мог выделить ключевые проблемы современной музыки. Ряд критиков, к примеру, считает, что с 90-х ничего принципиально нового не возникло...
Те, кто говорит, мол, "ничего нового с 90-х", очевидно, живут под камнем в Антарктике. С тех пор, как компьютеры позволили поднять домашнюю студию на высокий уровень, каждый может быть артистом! Происходит музыкальный взрыв по всему миру. Музыкальные компании умирают. Сегодня все качают mp3 - мейджоры больше не могут пичкать людей тем, чем хотят. YouTube и MySpace позволили всем нам находить ту музыку, которая нам нравится, делиться собственным творчеством в обход больших компаний. И это офигенно!
– Как ты относишься к легализации марихуаны?
Сейчас я не курю её. Когда-то курил много, а сейчас могу пыхнуть чуток, но только когда отдыхаю на какой-то вечеринке или фестивале. Трава делает меня забывчивым, я ухожу в себя, становлюсь асоциальным. Но я убежден, что если ты принимаешь наркотики разумно и с уважением, они могут сделать тебя умнее и расширить сознание. Но поскольку они нелегальны, люди злоупотребляют ими и воспринимают их исключительно как способ хорошо провести время. Тысячи лет наркотики были вратами духовности и средством разработки сознания. Я вообще не пью алкоголь, поскольку все, на что он способен – обезвоживать твой мозг и превращать тебя в идиота. А вот волшебные грибы, например, наполняют тебя эндорфинами, что меняет твоё восприятие реальности. Они отправляют тебя в путешествие. Если бы такие наркотики были легальны, правительство не казалось бы нам таким убедительным – мы просто смотрели бы сквозь дерьмо, которое они нам заливают. Я не говорю, что нам не нужны правила. Просто считаю, что запрещать естественные и натуральные субстанции необязательно и, в целом, к худшему.
– Каким ты представляешь общество будущего?
Наше будущее определяется коллективным сознанием. Мир закончится, когда мы решим, что он должен закончиться. Если поп-культура и медиа начнут говорить людям, что они все умрут, а люди поверят – это случится. Если мы откажемся от необходимости бесплатной энергии, например, солнечной – это случится. Лично я не думаю, что обществу придет конец. Оно изменится, перерастет в нечто более чистое. Я не думаю, что единое правительство как новый мировой порядок – хорошая идея. Бессмысленно устанавливать единые правила для целой планеты. Важно сфокусироваться на наших маленьких сообществах, на самих себе, нежели на необходимости безжалостного правительства преступников, которые будут управлять миром и продолжать пугать нас, устанавливая камеры на каждой улице и увеличивая количество полицейских в масках с автоматами...Это бессмысленно.
– А что больше всего тревожит лично тебя?
Равнодушие.