Существует заблуждение, что социальность исключает индивидуализм, и раз уж ты стал на путь эмансипации своей личности, то мышление в интересах группы должно тобою отвергаться, как проявление коллективизма.
Такой взгляд сулит если не злобное отшельничество, то гордое одиночество. В его основе лежит социопатия, эгоцентризм, отторжение Другого, и устаревшее восприятие коллектива как однородной массы.
Зверь человека социален, и устремлён к Другому. Каждый нуждается в ближнем, чтобы вместе решать общие проблемы. Результатом этой потребности является речь, и коммуникация. Человеческая природа опосредствует общество.
Общество как коллективный организм не является данностью, которая a priori репрессивна в отношении личности. Конечно, всякая личность, которая зависит от общества, и участвует в нём, включается в систему его кодов, законов и своих обязательств перед группой. Но эти коды, законы и обязательства не статичны, и являются предметом договора. Общество можно менять, усовершенствовать в процессе эволюции, делая его всё более открытой и приемлемой средой для существования, развития и процветания разнообразия индивидов.
Пора отбросить противопоставление личности обществу как единственную перспективу бытия в социальных отношениях. Общество, интегрировавшее в свой дизайн идеал разнообразия, перестаёт быть мономассой и превращается в динамичный социальный союз индивидуальных автономий.
В рамках такого союза возникает то, что ещё вчера считалось оксюмороном – коллективный индивидуализм как социальная форма индивидуализма, и как индивидуализированная форма социальности.