Эпоха СМИ заканчивается. Нет больше никакой «массовой информации». Все данные подвергаются фильтрации и таргетированию. Даже та информация, которая касается «всех», требует сегодня индивидуализированной канализации. По мере дробления и усложнения социальной структуры, медиа становятся всё более нишевыми. Их будущее – не за информационными гигантами (crowd-oriented), но за камерными и специализированными «клубами» (person-oriented), которые создаются капсулами от 1 до 10 человек, и, соответственно, куда менее затратны, чем их неповоротливые предшественники из прошлого.
Камерность производит более тёплую и близостную коммуникацию между медиа и аудиторией. Вместо ориентации на «больше посетителей и лайков», – ориентации, требующей обезжиривать контент для толпы, – производители новых медиа ищут меньшую, но более лояльную аудиторию «своих». 100 вовлечённых соучастников ценятся больше, чем 10 тысяч пассивных соглядатаев.
Миф, согласно которому любой человек может быть журналистом, останется там, где ему и место – в начале «нулевых». Как доказало всё минувшее десятилетие, медиа, основанные на user-generated-content, – это мусорники, наполненные посредственностью. В них невозможна коммуникация – только вещание. Мне как читателю не нужно ещё 200 мест, где я смогу постить свои фото, видео и тексты – у меня уже есть Facebook, Twitter, Instagram и YouTube. Чего мне действительно не хватает, так это медий, где со мной будут общаться не проходимцы с одной мыслью на троих, но личности, которым есть, что сказать, и которые умеют производить качественный контент. Профессиональная авторская журналистика возвращается.
Медиа будут децентрализованными. Каждое из них будет всё больше не продуктом, но брэндом, выпускающим продукты; «зонтом», под которым расцветают созвездия аккаунтов, файлов, apps и прочего рода автономных точек контента.
Дизайн медиа движется к прагматичной функциональности; проектированию не форм, но порядка и диалога; в сущности же – утилитарных прозрачных структур. Мы будем смотреть в Сеть не через персонализированные дизайны, но сквозь универсальные интерфейсы, которые абсорбируют и объединяют информацию из разных источников в «ленты» и «таймлайны».
В будущем не будет никаких сайтов, но только облакоподобные базы данных, подключаемые к тому или иному пользовательскому интерфейсу. Вместо того, чтобы заходить на сайты и сталкиваться с одной определённой и неизменной визуальной реальностью, которую мне навязывает поставщик контента, я буду сам выбирать сквозь какой интерфейс мне смотреть в Сеть. Дизайнеры будут продавать интерфейсы не производителям контента, но его юзерам.
Если первое десятилетие нулевых прошло под знаком микро-поста, – все твиттили, чекинились и обновляли статус, – то развитие планшетников и HTML5 произведёт reinvention «больших форм» и журналов.
Такие проекты как Spaces и Stampsy – это только первые ласточки преображения медиа-ландшафта, в результате которого мы получим то, чего нам так не хватало – мультимедийные истории, в которые можно погружаться.
За 2,5 года Apple продал более 100 млн. iPad’ов. Тот факт, что нам всё ещё трудно найти для них интересные нарративные apps – это момент перед грозой. Напряжение можно буквально потрогать: это всё ещё пустое поле – колыбель нового рынка, который только и ждёт, чтобы быть заполненным.
При этом, если для сайта экономика по-прежнему неоднозначна, то с apps она уже сформулированна – не хватает только самих apps.
В России, где из 140 млн. человек только 2 млн. пользуются iPhone (Jul, 2012), говорить о том, что всем уже давно пора забыть про браузерные медиа ещё рано. Однако будущее всегда наступает раньше, чем мы его осознаём. Каждый из нас действует в реальности, которая «здесь и сейчас». Здесь и сейчас старые формы могут быть всё ещё эффективны, но эта эффективность – зыбка.
Прошлое отступает, и тенденция однозначна: стационарный траффик падает, мобильный – растёт. PC и ноутбук – это уже веретено. Современник всё чаще потребляет информацию через смартфон и планшет. Таким образом, развивать сегодня нужно не сайты, а apps и аккаунты в mobile-friendly сетях; не нагромождаться, а распадаться и множиться, как призрак, мираж и дивид.