Если бы Калаш присутствовал в жизни украинца так же основательно, как он присутствует в жизни сирийца, вероятность военной эскалации в результате Майданов была бы куда выше. Пока же под украинской кроватью хранятся не базуки, а соленья, спешить записывать украинский народ в ряды воителей не стоит. Как, впрочем, и закрывать глаза на тенденции, ведущие к кострищу.
Родство Евромайдана и Арабской весны очевидно: под видом революции, чьи фасады украшены либеральными лозунгами, происходит националистический переворот. И если «Свобода», в отличие от «Братьев мусульман», представляет радикальное меньшинство, то т.н. «умеренный национализм» проник и в более широкие слои украинского общества (в том числе, в тех моих киевских друзей, которые всегда были «аполитичными», далёкими от патриотических камланий).
В горячке событий теряется понимание, что Украина соткана из разных лоскутков. Она не может быть монополизирована «титульной нацией», поскольку ни один из этнических атрибутов её палитры не является заглавным, выражающим пёструю сумму украинцев. Что может быть как источником конфликта, так и источником силы, питающей развитие демократического общества.
Украинская реальность сложнее, чем «закон о языке». Попытки свести Украину к этнической, политической и прочей однородности – это навязчивые бреды. Их невозможно воплотить, поскольку жизнь им не соответствует. Радуга этносов, взглядов, людей, образующих мультикультурную Украину – не проклятие, а преимущество в историческом деле творения новой страны.
Чтобы развивать общество, не обязательно «любить страну», или быть гордым носителем этнической принадлежности. Достаточно любить людей, и работать над производством системных отношений, направленных на максимально полную реализацию человека в обществе.
Последние изменения в украинском законодательстве («диктаторские законы» от 16.1.2014) дают понять, что не свергнуть режим Януковича – значит, обречь народ на режим Лукашенко. И потому свергать необходимо. Как и отдавать себе отчёт в том, что историческое развитие не происходит за ночь; ад продолжится и после того, как украинец сковырнёт тирана, и проведёт досрочные выборы следующего.
Путь социального преобразования заключается не в ожидании Годо/Мессии, чья небесная канцелярия возьмёт на себя ответственность за жизни миллионов нас, а в производстве политической структуры снизу. Без зэков, боксёров и фюреров. Без криков «Слава Украине!» на руине. Без унизительного попрошайничества у запертых европейских ворот. Чтобы украинское общество состоялось, в его основе должна стоять не нация, а человек.