«Придёт день, когда на руандийской земле не останется тараканов». – Анани Нкурунзиза, обозреватель руандийского «Радио Тысячи холмов»
Чтобы убить человека, в нём нужно перестать видеть человека. Именно поэтому риторика нацистов, как и риторика устроителей геноцида в Руанде (1995), кишит энтомологическими метафорами.
Враг не может быть человеком. Он – насекомое, паразит. Такой взгляд упрощает процесс его уничтожения. Видеть во враге человека – всё равно, что видеть в нём себя. А себя убить сложно. Инстинкты мешают.
Так возникает «колорад» (или «укроп»). Дегуманизированный, исключённый из мира людей, он больше не вызывает жалости. Доказательством тому являются многочисленные комментарии, оставленные под фотографиями 40 человек, которые были сожжены в одесском Доме Профсоюзов.
«Колорадов не жалко», «Добивайте тварей!», «Спасти и бросить обратно в горящее помещение» – пишут люди о людях. Наряду с образом насекомого-паразита в их риторику проникает идея очищения от вредителей («Очищение Украины от колорадов!»). Гитлер называл это «бескомпромиссным изъятием».
«Как они это сделали? Серьёзно, как русня умудрилась настолько себя опустить в моих глазах, что я смотрю на этих 40 дохлых тушек – и не чувствую НИ-ЧЕ-ГО? Мне даже кажется, что я вроде ухмыляюсь даже. Если бы я увидел трупы 40 свиней. Реальных свиней. Я бы подумал: – Оооуу. Они такие миленькие, мне типа немного их жалко. Но вот я смотрю на обгоревших свинорылых, и думаю только об одном: – Надеюсь на каждом из них была колорадская ленточка. Не хочется что бы пострадал кто-то ещё. Кто-то невинный. Кто-то, кто это не заслужил».
Я рад, что такие чудовищные откровения могут звучать в Сети. Потому что слова – это почтальоны, доставляющие сообщения из реальности ближнего. Ненависть живёт не в словах, а в людях, которые их произносят. И хорошо, что люди могут выразить правду своих существ, какой бы людоедской она ни была. Выражение полезно. Выражение познавательно. Выражение – это сигнал.
Стыд и вина, которыми оперирует мораль, могут заставить человека надеть маску приличий, но они не освободят его от ядовитой ненависти.
Запрещать те или иные, сколь угодно возмутительные высказывания – значит, капитулировать перед реальностью; уводить от неё глаза.
Устраняя возможность выражать и слышать друг друга, безотносительно того, что выражается и слышится. мы лишаем себя возможности осмыслять корень проблемы, и способствуем аккумуляции социального напряжения. Закипая, оно превращается в нож и кровь.
Важно, чтобы в Сети могли существовать сайты фашистов, форумы Ку-клукс Клана и прочие платформы для экспрессии фундаменталистов и ксенофобов. Большинство их пользователей никогда не станут Брейвиками. Их напряжение найдёт свой выход в чернильнице, и они продолжат быть законопослушными гражданами своих мирков. Редкие единицы, которые способны на реальную резню, не должны становиться факторами, определяющими наши свободы, границы, и организацию общественной коммуникации.
Виртуальность – реальна, но словесно депортировать «колорадов» обратно в горящие помещения – это не по-настоящему. Это по-прежнему манипуляции с символическим на территории культуры. И пока насилие остаётся там, в зоне вербальности, у нас есть шанс изучить и предотвратить его.
Пусть говорят. Все и всё. Без купюр. Не зная всей правды человека, невозможно найти причину, которая толкает его на насилие.