Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Гуманизм – это эмпатия

Эмпатия не имеет отношения к этике, поскольку является не идеологической установкой, но психологической способностью к сопереживанию другому, в котором ты отражаешься и видишь себя. Попытка тех или иных идеологий установить этическую монополию на то или иное чувство никоим образом не дискредитирует само это чувство. Этика всегда остаётся внешней по отношению к своему объекту. Она не сам этот объект, но линза, сквозь которую на него предлагается смотреть. Эмпатия – это не когда "хорошие сопереживают другим хорошим, и это – хорошо". Это сама по себе способность сопереживать. Когда один нацист сопереживает другому нацисту, радующемуся виду дыма над газенвагеном – это тоже эмпатия. Другое дело, что она ограничена другим нацистом, и не распространяется на тех, кто сгорает. Определяется ли это идеологией или уровнем развития субъекта – вопрос спорный. Лично меня не интересует этическая оценка действий нациста. Я склонен полагать, что проблема не в его идеологии, но в его эмоциональной недоразвитости, которая делает его предрасположенным к соответствующим идеологиям. Человек, способный воспринимать разные краски, не станет ограничивать свой мир одним цветом. Ущербные же, напротив, – часто рады принудить всех остальных к своему положению, чтобы не чувствовать себя неполноценными на празднике жизни.

Люди, не способные на эмпатию – опасны, вне зависимости, являются они умными или глупыми. Невозможность сочувствовать другому исключает возможность видеть в другом субъекта. Другой становится объектом, а с объектом можно не церемониться. Это не значит, что эмоциональных кастратов нужно запретить или уничтожить. Однако с ними всегда приходиться быть настороже, и потому невозможно ни расслабиться, ни тем более дружить, любить, встречать закат.

Вот почему начинать работу над собой нужно не с математики и философии, но с искусства и красоты – того, что развивает в нас, собственно, человека, а не вычислительную машину, которой известно, что самым рациональным решением проблемы перенаселения Земли является геноцид.

Развитие человека через развитие чувств посредством искусства – вот что является по-настоящему революционной деятельностью, а не ещё две тысячи митингов и монографий. Нет смысла в борьбе, если нет человека.

Для меня нет разницы между интеллектуалом, который выражает прогрессивные мысли, и мракобесом, если и тот, и другой эмоционально недоразвиты. Существа без сердца гораздо страшнее существ без мозгов.

Мораль, свобода и власть

Джентрификация