Вопреки кровавому апофеозу, который устроила кремлёвская пустота, произошло кое-что, о чём хочется сказать, и в чём есть повод для оптимизма.
Каким бы ни было дальнейшее развитие событий, украинский народ перестал быть территориальным феноменом. Да, сегодня он защищает свою землю. Однако его уже не определяют государственные границы.
Представители украинского народа разлиты повсюду: война разбрызгала их семена по всем странам, среди всех народов. И в каждом народе, и в каждой стране, сегодня возникают острова Украины. Её трансгеографический архипелаг опыляет все культуры, как и они опыляют украинскую палитру.
Результатом всего, что переживает сегодня украинский народ, станет не ночь, которая предстоит, а то, что следует за ночью – более цветная, более интересная Украина, которую соберут вместе её разные люди. Осколок за осколком. Человек за человеком. И так пока не сложится птица.
Чем больше украинцев уцелеет, тем больше Украины останется. И тем больше людей смогут творить Украину собой. Тем выше и дальше она полетит.
Я никогда не был так рад ошибиться в возможностях украинского народа. Он не просто не погас в тисках империй, а вспыхнул, и ослепил. Тупо всех. И этого уже ничто не отберёт. Это случилось. Это – есть. И все увидели, что это есть.
Украинский народ показал мне, и всем прочим скептикам, что нужно верить в «маленьких». Потому что никто тут не маленький. Всё это время в украинцах расцветали крылья. И каждый теперь ими светится. Каждый – большой.
Я не знаю, как именно закончится эта история. Знаю, что украинский народ не заслуживает того, чтобы проиграть.