1
То, что технологии автоматизации и AI обладают положительным потенциалом – несомненно. Но это не значит, что мы должны закрывать глаза на связанные с ними угрозы, и слепо доверять корпоративным лоббистам, смягчающим их обещаниями новых рабочих мест и графиками роста продуктивности.
В США, автоматизация угрожает 55 млн. рабочих, а искусственный интеллект – 14 миллионам. Даже если ваша профессия пока не находится в зоне высокого риска, эти цифры должны беспокоить. Не для того, чтобы остановить будущее, но чтобы создавать его в соответствии с теми положениями культуры и цивилизации, которые утверждают примат человеческой жизни как высшей ценности.
Логика, по которой эта ценность может быть принесена в жертву рыночной рациональности может быть логикой машины, равнодушной к нашим частным переживаниям. Однако мы не машины. И не социопаты, для которых общество – это набор юнитов, которыми можно оперировать как мешками с картошкой.
Каждая технологическая инновация ставит нас перед вопросом о том, что значит быть человеком? Ответ на него дают не слова, а поступки. И выбор, который мы совершаем своими действиями.
2
Неандертальцы, жившие 40,000 лет назад, заботились о людях с инвалидностью: одноруких, деформированных, покалеченных. То есть, дикие люди, живущие в режиме каждодневного выживания и борьбы за ресурсы, заботились о самых непродуктивных и затратных соплеменниках. И ведь мы прекрасно понимаем почему. Потому что они жили вместе, находились друг с другом в социальных отношениях, несмотря на то, что у отдельных членов их сообщества были физические изъяны. Вот что значит быть человеком.
Другой пример – захоронение Скара-Брэ в Оркни, Шотландия (5000 лет), где были найдены останки человека с переломом бедра. Человек с таким переломом не может передвигаться без помощи других. Анализ этих останков даёт основания считать, что того, кому они принадлежат, долго несли к месту захоронения его соплеменники. То есть, не просто засыпали, а проявили заботу и уважение даже после его смерти. И это – древние люди, задолго до наших с вами гуманизмов и прав человека. Люди, живущие в мире, где каждое лишнее движение может означать, что все мы тут поляжем. Но нет – заботились.
«Так, может, то был их какой-то вождь». Ок. В иракском могильнике Тепе Гавра (6000 лет) были найдены останки людей с деформированными позвоночниками. Эти люди были не просто сброшены в яму, как лишние рты и обуза, а похоронены с уважением. У Инков и Игбо существовала практика коллективной заботы о калеках – на них выделялись ресурсы, безотносительно их статуса.
Речь не просто о сострадании или благотворительности. Подобные практики являются условием крепких социальных союзов, чья сила в том, что их участники – это не сумма обособленных единиц, а сообщество людей, живущих вместе, и неравнодушных друг к другу. Вот это – настоящая рациональность, а не то, что за неё выдают циничные отморозки в пиджаках.
* * *
Прогресс лишь тогда прогрессивен, когда происходит в спайке с интересами человека. Людей необходимо вооружать средствами, позволяющими двигаться в ногу со временем, а не просто перемалываться в его жерновах. Ведь не для того мы творили культуру и общество, чтобы жить в дарвинистских джунглях, и махать рукой на судьбы друг друга. Прогресс должен служить нам, а не мы прогрессу.