Один из самых душных жанров кринжа – это когда люди из «совка» строят из себя «не-совков», а «хорошие русские» противопоставляют себя своим менее успешным соотечественникам, мол, мы – не они, а прогрессивные западники. Наше качество – выше. Мы – культурнее, лучше.
Весьма характерным, в этом смысле, является пост Дмитрия Волчека, в котором он называет советских детей на фотографиях Уго Муласа «отродьем». Подобный пост приемлем разве что на русском языке. Представить подобное на английском можно разве что в контексте форума правых маргиналов, антиваксеров, фанатов Дональда Трампа...
Если бы советские бумера, зовущие себя либералами, были социализированной частью западного мира, то знали бы, что в его публичном дискурсе не принято сравнивать людей со скотом или называть детей из рабочих семей «отродьем».
Я понимаю, что в российском инфополе можно называться либералом, и, при этом, ставить под хэштэг BLM песню «Убили негра», как делала Собчак на фоне убийства Флойда, или, как Невзоров, называть жителей Африки «дикарями», а граждан своей страны «кошмарным быдлом». Но на Западе такой «либерализм» называется по-другому. Это просто неприлично. Так культурные люди не говорят. По крайней мере, на том уровне, к которому относят себя ораторы-in-question.
Опять же, не потому, что на Западе живут какие-то другие, «более лучшие» люди, а потому, что у любой игры есть правила, и ты либо их знаешь, и используешь в публичном поле соответствующий код, либо ты – чудак с Брайтон Бич, который считает себя графом, но изъясняется, как невежда.
Тот же Невзоров противопоставляет «кошмарному быдлу» себя – «цивилизованную часть России», которая «всегда понимала силу и важность западной материальной культуры». Однако, если бы она её реально понимала, то не использовала бы в своих выступлениях мохнатые метафоры из подворотни за болотом. Господа, по факту, без дупля. Зато какое самомнение!
Можно сбежать из «совка», устроиться на «Радио Свобода», и верно служить империи, разгуливая по выставкам хозяйского искусства, и упражняясь в привилегированном презрении к людям, у которых нет возможности сдрыснуть в аналогичную сытость. Проблемы в таком колбасном сценарии нет. Что делает его жалким зрелищем, так это снобизм, высокомерие и отчаянные попытки выдать себя за представителя какого-то иного народа, нежели тот, который ты поносишь, и чей язык обречён использовать, поскольку ни на каком другом языке тебя как имени не существует. Весь твой синтаксис, все эти «отродья» и «курочки», выдают в тебе чела из рунета, который возомнил себя представителем рода Габсбургов.
С какой стати? Откуда эта мания величия? Собственные достижения так велики, что требуют унижать другого?
На фото Уго Муласа изображены обыкновенные советские люди, посещающие музей классического искусства. На этих фото нет пренебрежения. Есть живое свидетельство социальной инклюзии и демократизации доступа к культурной институции и художественным произведениям.
Что «садистского» в идее приобщения людей к искусству? Какое отношение к разграблению «сокровищ барских дворцов» имеют эти посетители? Это плохо, что рабочий пришёл с дочерью в Эрмитаж? Или что в Эрмитаж посмела зайти «неподготовленная» деревенская старушка? Может быть, постыдна усталость людей от обилия произведений, которую никто из нас, разумеется, никогда не чувствовал, посещая любой большой музей?
Я смотрю на эти фото, и пытаюсь понять, откуда тут взяться эмоции про «отродье»? Известно откуда – из себя. Вот где «отродье» зарыто. И обречено лезть фаршем наружу, узнавать себя в зеркале. Каждый день. До конца своих дней. Вот что жесть.
За элитизмом скрываются комплексы. И Эго. А главное – боль про самого себя. Отсутствие любви к себе, – советскому мальчику из Ленинграда, – которое и даёт на выходе отсутствие любви к окружающим. Поношение автора тут не уместно. Уместно сочувствие.
Сила – в умении принять себя. Со всеми своими географиями и этносами. Хватит стесняться своего происхождения. Хватит комплексовать по поводу того, что твоё имя Митя, а не Маркиз Фридрих Вильгельм фон Трахтенберг. Хватит казаться. Лучше быть!
* * *
Моя критика либерального высокомерия в отношении «отродья» на фото Уго Муласа обернулась публичной перепалкой с уважаемым Дмитрием Волчеком. Посуда бита. Гости тоже. Как хорошо, что мне удалось выбраться из этой тусы белого господина. А-то так бы и ходил по выставкам хозяйского арта, озираясь с брезгливым ужасом на нищих и «простых», каждый из которых оказался живее, сложнее и настоящее любого тепличного либерала.
ДМИТРИЙ ВОЛЧЕК: Да, Толя, ты падаешь все ниже и ниже. Когда-то был подающим большие надежды юным панком, а превратился в тусклого эмигранта из анекдотов про Брайтон-Бич, подглядывающего за чужой жизнью, потому что собственную проебал.
Твой тип точно описал Берроуз — человек-вирус, который лезет повсюду со своим морализаторством, как оспа.
Ну и, конечно, редкостная гнусность состоит в том, что ты сочиняешь жалкую чушь обо мне, хотя я помогал тебе делать «Луч», помог получить убежище в Америке и вообще до определенного момента относился к тебе с симпатией и ничего дурного никогда не сделал.
Я уж давно и отфрендил тебя, и почти забыл о твоем существовании, но ты все не можешь угомониться. Страшно представить, что с тобой будет лет через 10, раз ты теряешь человеческий облик с такой скоростью.
АНАТОЛИЙ УЛЬЯНОВ: Обиделся. А зря. Мне казалось, что люди, знающие друг друга десятки лет, могут позволить себе прямую речь. Тем более дико читать этот комментарий от человека, который собаку съел на возмутительных текстах.
То, что ты, Митя, человек для меня знаковый, я не только не отрицаю, но именно поэтому воспринимаю твои слова ближе к сердцу. Да, меня зацепил твой пост, и я его прокомментировал, поскольку считаю иллюстративным в контексте проблемы высокомерия российских либералов. Подозреваю, что и ты понимаешь, что он не соответствует той «цивилизованности», которую ты пытаешься противопоставить «отродью». Иначе зачем бы ты его удалял?
Мой текст не про тебя. Он про всех вас – профессиональных антисоветчиков, которые строят из себя демократов, но, при этом, ненавидят демос, и несут ответственность за «светлое будущее» моего поколения.
Твой комментарий подтверждает мой диагноз в отношении вашей среды. Вы считаете себя более цивилизованными, чем ваши путинские соотечественники. Но чем реально отличается их ядовитая ненависть от твоей?
Пока ты, российский издатель, путешествуешь по фуршетам, обозреваешь искусство для богатых бездельников, и покупаешь недвигу в Венеции, режим, который ты и тебе подобные привели к власти, развалив за деньги «страну отродья», бомбит мою семью. Семью украинского беженца, который вынужден бороться за свою «тусклую» эмигрантскую жизнь в результате инспирированных вами исторических процессов; жизнь, которую, как утверждает твой российский рот из ресторана над украинскими трупами, я «проебал» (видимо, потому, что, будучи «юным панком», не пристроился в элиту к барину на Радио Свобода), и вот уже «теряю человеческий облик» (видимо, как «похожие на лошадей и курей» люди с фото Уго Муласа).
Нет, Митя, я не хочу тебя обидеть. Всё, что я хочу сказать тебе и всей вашей отъевшейся при путинизме тусе – это check your privilege, российский либерал.
ДМИТРИЙ ВОЛЧЕК: Я — российский либерал, отъевшийся при путинизме??? Я привел режим Путина к власти??? Это такой же бред, как и то, что я считаю себя Габсбургом и скрываю свое происхождение. Я уехал 30 лет назад, когда никакого Путина в помине не было, ни одной секунды этот режим не обслуживал, а относился к нему с отвращением с самого начала.
Но смешнее всего то, что ты самому себе переизобрёл биографию. Ты сбежал вовсе не от войны, ты сбежал давным-давно, жалуясь на преследования от тех людей, которые сейчас защищают Украину на фронте. И относился к Украине с диким снобизмом, называл ее страной рогулей и т.п. Это ты сидишь в Калифорнии «в ресторане над трупами» и отнюдь не порываешься защищать свою страну и свою семью. Хватит врать!
Только в одном ты прав — я действительно чуть-чуть участвовал в развале СССР, который тебе так дорог. Делал это не за деньги, а потому что ненавидел его от всей души. Ну вот сейчас Путин — такой же советский человек с отродьем — СССР восстанавливает, с цензурой, Гулагом, ханжеством и культуркой в Эрмитаже. Ты должен быть доволен.
Помню, встречался с тобой в Нью-Йорке много лет назад и подумал: вот этот человек полетит на звездолете на Венеру за неслыханными наркотиками. А ты превратился в смехотворного «блогера», который вздыхает об утраченным СССР и комментирует скриншоты чужих постов, потому что своей жизни нет.
И это всё, что я хочу сказать тебе, Толя. Ты когда-то мне нравился, но на то, во что ты превратился, смотреть не интересно. Деградация зашла слишком далеко. Надеюсь, никогда больше о тебе ничего не слышать.
АНАТОЛИЙ УЛЬЯНОВ: Я сбежал не от войны, а от государственной цензуры и преследований праворадикалов, некоторые из которых сейчас действительно защищают Украину на фронте, а вчера громили ромские таборы и гей прайды. Одно не отменяет другого. Не знать этого ты не можешь, потому что писал рекомендательную для моего кейса. Так что обойдёмся без конъюнктурных реверансов в адрес упомянутых «людей защищающих Украину на фронте».
У тех, о ком ты говоришь, для тебя и меня по-прежнему есть только два слова: одно на Ж, другое на П ) Приписывая мне цитату про «страну рагулей», ты, очевидно, пытаешься натравить на меня «людей, защищающих Украину на фронте»? Что ж, это характеризует... но не меня.
То, что я относился к Украине, России, совку, и тем людям, которых ты называешь «отродьем», со снобизмом – правда. Это было как раз в период «юного панка». В либеральный период, когда мы выражали одну на нас всех идеологию и гуляли в шарфиках по вернисажу, брезгливо озираясь на непонимающую наши высокие чувства «деревенщину». Именно поэтому я знаю, о чём говорю. Критикуя твой элитизм, я узнаю в нём себя. Однако со своей страной я как-то разберусь. И не тебе меня толкать в окопы, добрый русский человек.
Твой пост пошерил жук и жаба. Так я о нём узнал. Как для человека «забывшего о моем существовании», ты удивительно осведомлен о том, во что я «превратился» и по поводу чего «вздыхаю». А вздыхаю я по поводу характерного для вашей когорты самоотрицания – попытки ампутировать часть своего опыта, прикинуться кем-то другим, европейским, западным человеком, и посмотреть на самого себя и свой народ глазами белого господина. Но ведь «отродьем» на фото Муласа мог вполне быть ты – Митя из Ленинграда. Тебя точно так же могли носить по Эрмитажу твои совковые родители. Вот про что мои вздохи.
Про ГУЛАГ и реставрацию СССР это ты в эфире Радио Свобода исполни. Я эту жвачку не жую. Можно подумать, вы создали демократию на руинах красного монстра. Кому ты это рассказываешь? Человеку в зеркале, который получает зарплату от империи, утопившей в крови Латинскую Америку и Ближний Восток, и прикрывающего этот срам засохшим советским кадавром?
Странно, что издатель психопатов, радикалов, первертов, и маргиналов пишет мне про проёбанную жизнь. Митя, наша проебанная жизнь – это твой хлеб. Все книги, которые ты издал, чтобы шокировать скучающих буржуев на фуршете в оперном театре, написаны нами – проебавшими жизнь обитателями волшебных подземелий, которые никуда не встроились, ни с кем не подружились, и не осторожничали на поворотах жизни, мостясь туда, где потеплее. Я писал и пишу без оглядки на последствия. А у тебя ус отклеился )