1
Путин не врал, когда обещал нам «настоящую декоммунизацию». Никто другой не сделал большего для отмены советского наследия, включая День Победы.
В отличие от мелких бесов из других «бывших республик», которые сорвали с себя пионерские галстуки, и ринулись на «борьбу с тоталитаризмом», чтобы памятники культуры могли стать частными парковками и торговыми центрами, Путин пошёл по пути апроприации. И сделал советские коды частью своего полого имперского проекта.
Так День Победы над фашизмом стал днём, когда фашизм победил. И сообщает: «можем повторить». Так народ-победитель стал народом-агрессором. После 24-го февраля, 9 мая стало напоминанием об этой исторической трансформации.
2
Мне жаль ветеранов. Я помню, как их, задолго до войны, приводили к нам в школу, чтобы мы, – совершенно равнодушные к этим нарядным старикам, – могли вручить им ритуальные гвоздики.
Ещё я помню, как герои-освободители снимали свои безупречные формы, одевались в повседневное рванье, и шли к помойкам собирать бутылки.
Пока они их собирали, мы разбазарили всё, что они создали, и решили, что люди, благодаря которым мы не стали немецкими пепельницами, не заслужили права уйти с миром.
Мы, великие эмпаты, со всем доступным нам красноречием, рассказали им на прощание, что они, – подростки, брошенные в кровавую воронку, и защитившие нас, – были армией насильников и оккупантов, ничем не отличавшихся от тех, кто вторгся к нам в дом с благой вестью из газовой камеры.
Нет, мы не могли подождать пока герои уйдут. И подарили им не только нищету и потерю статуса, но и зрелище, как память об их подвиге становится металлолом; как всё, во что они верили, и за что боролись, выносится на помойку – на ту же помойку, где их однополчане теперь собирают бутылки. Мы дали им понять, что нам плевать.
Нам. Но не Путину, который сделал последний «подарок» поколению ВОВ, усадив ветеранов антифашистской борьбы в первый ряд своего рыночного фашизма – сделав их его соучастниками; отобрав у них перед смертью уже не просто статус, но и саму их Победу.
3
Что это говорит о нас? И что это сообщает солдату ЗСУ в окопах Бахмута? А то, что какими бы громкими не были речи о патриотизме, победе, героях... всё это можно обнулить. Подвиг ничего не значит. Геройство ничего не значит. Победа ничего не значит. Внимание! Спойлер: потомки поссут вам в лицо.
Понимание этого не остановит героев. Не прекратит их подвиги. Не помешает их Победе. Потому что люди, запечатлённые в советских монументах, и люди, нарезающие сегодня фашистских интервентов в окопах Бахмута, делают это не ради орденов, монументов и гвоздик, а защищая дом и нас – неблагодарных ссыкунов, которые так и не поняли, что наше отношение к прошлому – это зеркало, в которое смотрит наше будущее.
4
Верховная Рада приняла закон, упрощающий снос советских монументов. «Теперь есть законные основания для извлечения памятников культурного наследия...», – радуется Министр Культуры.
Отныне неблагонадёжные памятники культурного наследия можно кансельнуть, и снести, что открывает безграничные возможности для редактирования национальной памяти в соответствии с политической конъюнктурой.
В рамках такой «борьбы с тоталитаризмом» в Украине уничтожаются уникальные объекты модернистской архитектуры и мозаики украинских художников. Российская агрессия подарила этому новый импульс.
Против магического мышления не попрёшь. Тем более в разгар такого эмоционального события, как война, которая позволяет популистам рубить с плеча законы и хайповать с расчётом на «патриотическую» капитализацию.
Теперь любая политическая сила, которая приходит к власти, сможет произвольно стирать из национального текста своих предшественников, лишая народ истории – возможности накапливать, расширять и осмыслять свой опыт.
Аналогичным образом действовали сталинисты, стирая попавших в немилость людей не только с лица земли, но и с фоток в «Правде».
Разница в том, что большевики пытались создать на обломках вчерашнего дня новый мир, а не торговый центр «Глобус». И были фанатиками модернистского проекта, а не консервативными и лоснящимися от лубриканта приспособленцами вроде Министра Культуры, который готов «декоммунизировать» родную мать, если это поможет закогтиться во власти.
5
Украинская история – сложная. На неё не натянешь сову чёрно-белой «деколонизации» о коренном населении и чужаках-захватчиках, чью память мы топчем в надежде избавиться от содержащихся в ней болях; перенося боли сегодняшнего дня на день вчерашний и его каменных истуканов.
Украина – не Африка. И не Новый Свет. Всё наше выросло из нас – неоднократно перемешанных контекстов, этносов, идей, людей, и государств. Очищение – это геноцидальная утопия.
Украинская история произвела народ, несущий в себе жертву и угнетателя. Украина – это радуга противоречий, чьё население нельзя заставить смотреть на себя и свё прошлое в одну на всех подзорную трубу. Потому что наш коллективный опыт неоднороден. Как неоднороден и сам украинец.
Вынося на помойку памятник советским воинам, мы выносим на помойку память о самих себе – в том числе, украинцах, сражавшихся с того же рода злом, которое сегодня поливает Украину ракетами. Люди, запечатлённые в этих камнях – тоже мы. И то, что с нами было.
Мы можем пытаться забыть историю. Но история нас не забудет. И представит в своих учебниках бескультурными людьми, которые вчера носили пионерский галстук, а сегодня надели вышиванку, и порочат её погромами объектов культурного наследия. Объектами, на которых, вообще-то, можно было бы зарабатывать деньги…
6
Смотреть на неоднородность Украины нужно не как на изъян, а как на потенциал трансформации багажа наших конфликтов в новую реальность. Но как?
Диалектика обращает внимание на единство и борьбу противоположностей в рамках целого. Накапливаясь, противоречия между противоположностями выливаются в перемены.
Процесс развития можно представить как триаду: есть некое утверждение (тезис; украинское – это не советское), и есть его противоположность (антитезис; советское – это украинское).
Сталкиваясь, они вступают в борьбу, и производят новую сущность (синтез; украинское – это не только советское, но и советское – это украинское).
Синтез объединяет противоположности, и становится новым тезисом, который встречает следующий антитезис, и цикл повторяется – происходит развитие.
Можно снести памятник. Но опыт не снесёшь. Не вытеснишь в подсознание, из которого он всё равно будет квакать.
Здоровый путь – это принять себя во всей полноте своих исторических множеств, и конвертировать принятие противоположностей в долгожданное движение вперёд – из прошлого в будущее.