Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Запретный язык

​​1

Депутаты Киеврады объявили о введении запрета на публичное использование русскоязычного культурного продукта в украинской столице. Я несколько раз перечитал эту новость, надеясь разглядеть в её произволе оговорку про то, что речь о российском продукте, но её там нет...

«Необходимо окончательно, раз и навсегда ограничить русскоязычный культурный продукт на территории столицы Украины», – заявил глава комиссии по вопросам образования и науки Вадим Васильчук, иллюстрируя тем самым то, как далеко ушла украинская политическая культура от «рашки» и «совка».

Запрет распространяется на книги, фильмы, музыку, театральные представления, концерты, культурные и образовательные мероприятия, объекты материальной и духовной культуры...

Что это значит? Это значит, что ни русскоязычные герои ЗСУ, ни жители наиболее пострадавших от российской агрессии регионов, ни любые прочие граждане Украины, чьим родным языком является русский, не могут выражать себя на людях в столице собственной страны, которая, при этом, требует себя любить, защищать, и платить налоги.

Возникает вопрос: с какой стати? Почему гражданин должен содержать государство, которое ограничивает его права; рассказывает, что он может думать, слышать и смотреть; кого любить, какие песни петь, и на каком языке? Это всё равно, что прийти в ресторан, заплатить за обед, и не мочь выбрать блюдо в меню, потому что повар всё решил за тебя, без оглядки на твои желания, потребности и особенности. То, что такие заведения существуют – я в курсе. Но кто, кроме мазохистов и куколдов, хочет в таком постоянно питаться?

Решение о дискриминации украинских граждан по этническому принципу поддержало большинство киевских депутатов (71 из 120), не уточнив, как их антидемократическое лобби будет следить за исполнением данного решения, и наказывать «бракованных» украинцев за «язык агрессора».

Ладно депутаты. С ними всё понятно. Война – это идеальный момент для капитализации «патриотизма». Другое дело характерное молчание ягнят (публичных «демократов») на фоне водопада радостных комментариев под новостью о нарушении прав человека: «Наконец-то!», «Давно пора!». Так под европейской кожурой обнаруживается сталинская доярка.

Кто эти люди, желающие жить в этническом монолите? Каковы их количества в украинском обществе? И что такое общество может предложить современному человеку? Лозунг «Все буде Україна»? Спасибо, но хотелось бы, чтобы всё было разнообразным. Иначе молодёжь продолжит уезжать из Украины при первой же возможности. Никто из нас не хочет жизни в очередном строе. Единство под дулом кремлёвского пистолета и национального кнута недолговечно.

Демократия – это выбор. Подобные запреты не имеют ничего общего с её ценностями. Факт российской агрессии не освобождает от необходимости соблюдать украинскую Конституцию.

«Деколонизацией» всё это является в той же степени, что и возникшая в результате национальной революции улица Рональда Рейгана в Киеве.

2

Гуляя по пабликам украинских интеллектуалов, я замечаю, что свой протест в отношении запрета на публичное использование русскоязычного культурного продукта в Киеве выражают преимущественно люди, которые находятся за пределами Украины: беженцы, диссиденты, эмигранты. Это красноречивая иллюстрация гуманитарной катастрофы в нашей стране, чьё гражданское общество оказалось камином папы Карло.

Киевская тусовка предпочла промолчать. Тема легализации марихуаны кажется нашим лидерам мнений более интересным инфоповодом, чем дискриминация их соотечественников по этническому признаку.

Это молчание можно понять в том случае, когда человек боится протестовать против репрессивной политики государства из опасений за свою жизнь. Понятно и то, что замученные войной люди могут не увидеть в этом коллапсе украинской демократии поворотный момент. 

Если нет ответа, то можно. А раз можно, то будет. Будет хуже. Поэтому тем, кто не готов бороться за свои права, я рекомендую покинуть страну, и попытаться сохранить себя в обществах, для которых человек, его особенности и разнообразие являются неприкосновенными ценностями.

Когда мои украинские коллеги говорят мне, что поражение в правах части граждан – это нормально, я понимаю, что дело швах. Мы продолжаем говорить друг другу, что проблемы нет, но проблема, которой «нет», вот уже 30 лет не может покинуть наши споры; и продолжает лактировать кровью.

Что должно случиться, чтобы мы распознали угрозу в антидемократическом популизме наших властей? Дым из труб? Жаркое лето в Кигали? 

Невероятно, но факт: объясняя, что русскоязычных украинцев нужно лишить права культурно выражать себя на родном языке, потому что Россия напала на Украину, а Сталин съел чью-то бабку в ГУЛАГе, весьма уважаемые люди уже в следующем предложении заявляют, что завтра, когда теремок рухнет в бездну, наши нищие, покалеченные, и зависимые от имперской «щедрости» люди создадут демократическое Эльдорадо.

С какой стати? На какие шиши? Из какого материала? Того, который запрещает? Того, который молчит, когда запрещают? Или того, который может объяснить, что запрещать не хорошо, но необходимо?

3

Ясно, что происходит: пользуясь военным положением, наиболее реакционные силы украинского общества завершают процесс его реформатирования под свой консервативный проект. Ещё какое-то время всё это будет сопровождаться «пинквошингом» типа закона о легалайзе или радужной маркой на фоне палестинизации всех не поместившихся в «линию партии».

Завтра «пинквошинг» закончится, и все те, кто сегодня помалкивает, когда на их глазах нарушают права человека, обнаружат, что пересидеть это не получится. А вот встроиться в «это» – вполне.

С одной стороны, может, и жалко носителей «языка агрессора», с другой – чем меньше их, тем больше нас. Переждав зачистку конкурентов, киевские молчуны планируют воцариться, не понимая, что их собственное завтра под вопросом. Как и вообще украинское завтра.

Почему отдельные политики спекулируют на этих вопросах – понятно. Не понятно как жить среди людей, готовых оправдывать, поддерживать или не замечать нарушение твоих прав.

Очевидна необходимость политической организации русскоязычных граждан и патриотов Украины с целью защиты своих прав и свобод, а с ними и украинской Конституции – последнего юридического бастиона демократии в Украине.

Переход на украинский язык возможен только на добровольных началах, и, значит, невозможен до тех пор, пока осуществляется под принуждением, из-под палки, посредством репрессивной политики государства.

Мы – украинцы, говорящие на русском языке. Мы не откажемся от своих родителей. Мы не откажемся от своего языка. Мы не откажемся от своей культуры. Мы не откажемся от своей памяти. Мы не откажемся от своих прав. Мы не откажемся от нашей Украины.

5

Правовая оценка скандального решения Киеврады о введении моратория на публичное использование русскоязычного культурного продукта в Киеве:  

«Законы Украины не предоставляют полномочий Киевскому городскому совету относительно введения моратория.

Более того, в соответствии со статьей 92 Конституции Украины порядок применения языков определяется исключительно законом Украины.

…Также, обращаем внимание на то, что Конституционный Суд Украины в своем решении от 26 марта 2002 года определил политико-правовую природу органов местного самоуправления, которые не являются органами государственной власти... 

Не лишён проект решения и других недостатков, но учитывая высказанные замечания концептуального характера не считаем необходимым останавливаться на них.

Учитывая вышеизложенное, проект решения возвращается без согласования как не соответствующий требованиям законов Украины».

Жанр памяти

Остров детства