Стараниями голливудского тамады, мир обсуждает отца атомной бомбы Роберта Оппенгеймера. Предлагаю вспомнить то, о чём не расскажет имперский экран – откуда у «отца» уран, позволивший стереть с лица земли сотни тысяч мирных жителей Хиросимы и Нагасаки?
2/3 урана для Манхэттенского проекта были взяты из рудника Шинколобве в Конго – уникального месторождения, обнаруженного в 1915-м году. За 30 лет до этого Король Леопольд II провозгласил Конго собственностью бельгийской короны. До 15 миллионов конголезцев стали жертвами принудительной добычи каучука, слоновой кости, золота и древесины.
Большинство известных вам фото с африканцами на цепях были сняты именно в Конго. За неповиновение колонизаторам здесь отрубали кисти рук, а детей отправляли в европейские зоопарки. За 20 лет подобного менеджмента население Конго сократилось на 1,5 млн.
Рубить руки перестали только в 1908-м году, когда на место короля пришли капиталисты, заменившие ножи на плётки с железными наконечниками.
Впрочем, речь об уране…
…до открытия деления атома (1938), уран считался побочным продуктом добычи радия. Однако на пороге WW2, Эйнштейн написал Рузвельту письмо, в котором объяснил, в чём прикол урана, и что за бомбы можно из него лепить. Все возбудились, и бросились в Конго («самый важный источник урана»).
Что такое колониальный рудник? Это концлагерь. Люди, жившие в нём, работали за копейки, выгребая голыми руками тысячи тонн радиоактивной руды. Свобода их передвижения была ограничена, а профсоюзы запрещены. Несмотря на это, рабочие боролись за свои права и периодически бойкотировали производство, в результате чего им либо повышали зарплату, либо расстреливали, после чего хозяйский громкоговоритель требовал вернуться к работе.
Владельцем шахты Шинколобве была бельгийская компания Union-Minière. Глядя на сгущающиеся коричневые тучи над Европой, её директор Эдгар Сенжье обеспокоился будущим своих активов, и договорился с Вашингтоном о вывозе урановой руды из Конго в США.
После WW2, технологии обогащения урана позволили США закрывать свои нужды за счёт других, менее фертильных шахт. Однако необходимость контролировать Конго сохранилась – в частности, чтобы предотвратить попадание Шинколобве в руки конкурентов по Холодной войне (СССР).
Именно поэтому, сразу после провозглашения независимости Конго (1960), США поддержали военный переворот диктатора Мобуту, в процессе которого был убит национальный герой и символ деколонизации Патрис Лумумба. В Конго был введён однопартийный режим, ставший гаванью всем правым движениям в регионе. Кончилась эта история глухой нищетой, чередой военных конфликтов, расстрелом студенческой демонстрации, и соучастием в руандийском геноциде…
В 1946-м году Сенжье стал первым иностранцем, получившим американскую медаль «За заслуги». Позже выяснилось, что во время войны он продавал конголезский уран не только американцам, но и нацистам.
Что до Шинколобве… в конце века там проживало порядка 15,000 рабочих с семьями. Когда шахту закрыли (2004), многие из них были вынуждены заняться подпольными раскопками её радиоактивных территорий в поисках ценных металлов. Наступившая эра «борьбы с мировым терроризмом» обрушилась на эту лавочку военными рейдами «во избежание попадания урана в руки террористов».
Радиоактивные вещества из шахты попадают в воду, отравляя растения, животных и людей. Американский городок Оак Ридж, где очищали руду из Конго, до сих пор даёт повышенную статистику раковой смертности, а могильник с её отходами в Сент-Луисе будет токсичным ещё тысячу лет.
Без конголезского каучука трудно представить историю автопрома, а без урана – атомной энергетики. Пришлые «светочи прогресса» (сегодня – во главе с Китаем) продолжают освоение этой страны, чьи богатства сделали её лакомой жертвой вампиров всех мастей.
Конго богата ресурсами, которые играют ключевую роль в современных технологиях (кобальтом, колтаном, медью, нефтью). Стоимость неосвоенных природных богатств: $24 трлн. Экспорт: $22 млрд. Несмотря на это, 60 (из 100) миллионов конголезцев живут на $2.15 в день.