Обнуление, которое происходит в Одессе, и других городах Украины, где улицы получают новые, благонадёжные имена — это не деколонизация. Это — агония, расползающаяся коррозией по обновлённому гербу на монументе Родины.
Вижу в этом нечто большее, чем талант патриотического разрушения на месте отсутствия способности создать нечто, что не начнёт разлагаться через год.
Идеология, стоящая за вытеснением из Одессы имён Бабеля, Инбер, и Ильфа (он же — Иехиел-Лейб Арнольдович Файнзильберг) известна. В её основе лежит тот же сентимент, который лежал в основе "деколонизации" Львова летом 1941-го года. Это — юдофобия, токсичная спутница всех европейских национализмов.
Где юдофоб, там расист. Где расист, там гомофоб. Где гомофоб, там сексист. Всем им хочется пожелать того же лектория, в котором преподаёт Фарион. Аудитория — под стать контенту: кишит и выдаёт овации хвостами, которые, как сообщает нам Булгаков, растут на головах.
Нет еврею покоя в мире славянского брата. Расстрелять Бабеля не достаточно. Нужно уничтожить память о нём. Дать его улице имя Дмитрия Иванова, чтобы замкнуть логику круга, в соответствии с которой Иехиел-Лейб становился Ильей. А был бы Бабеленко, может и пощадили бы, закрыв глаза на то, что он, во-первых, Исаак, во-вторых, Эммануилович, "раздирающий смехом завесу бытия".
Впрочем, что это я несу? Разве возможна юдофобия в стране, где Президент — Зеленский? Конечно, нет. Как и расизм в стране Обамы...
Цены вещей балбес не знает, и потому с лёгкостью меняет Бабеля на Иванова, оскопляется; лишает себя и потомков возможности причаститься к вечности; и заработать на ней.
"В закрывшиеся глаза не входит солнце, — объясняет Исаак Эммануилович, — Я удивляюсь, когда человек делает что-нибудь по-человечески, а когда он делает сумасшедшие штуки — я не удивляюсь..."
Да, это и правда сумасшедшая штука — лишать Одессу её идентичности, и имён одесситов, которые звучали, звучат, и будут звучать на просторах глобуса — в рамках человеческой культуры, которая больше любого народа, имеющего честь шевелиться у ног её монумента.
Шевелиться у ног мы умеем. Нашлись же откуда-то тысячи наших подписей, требующих возвести в украинской столице памятник Рональду Рейгану…
Нет, друзья, это не деколонизация. Это бананы на подносе, который крепится к голове субалтерна, идущего на поклон к новому пану.
Куда там культуре Паустовского до культуры 28-й бригады, а Ильфу и Петрову до Юрия Липы — гения мысли, который считал смыслом жизни смерть за Отчизну, и писал: "история нашего духа и крови — это история наших проводников, нашей элиты". Или вот: "Собственная раса является источником, и мерилом, и правом.“
Хотел было сказать, что люди, которые вытесняют своё прошлое, обречены вязнуть в нём, но подозреваю, что Бабель — это не их прошлое. Не их история. Не их культура. Их прошлое, их история, их культура — это Бабий Яр, где они подавали патроны тем, кто расстреливал нас: евреев, украинцев, русских, советских; ромов, квиров, коммуняк, бездомных, безумных, в общем — любых иных и разных...
Вот какие горькие мысли выкликает такая раскольническая "деколонизация" на фоне войны. Из этого спровоцированного состояния создаётся впечатление, что партия смерти пытается успеть посеять все возможные семена раздора, сорвать возможность прекращения кровопролития; тупиковой бойни, ставшей бизнесом элит, проповедующих страну-полигон, ведомый смыслом смерти на перекрёстке вампирских тёрок.
Надеюсь, всё же, на торжество заветов Веры Инбер:
"Сначала они ничему не удивлялись, рассматривая всё чужое как чудачество и заранее зная, что всё самое лучшее у них дома. Потом они начали удивляться чужому, не уважая его. Теперь они уважают чужое и стараются понять его: так расширяются их горизонты."