Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

In Verka We Trust!

Что знают европейцы об Украине? Они слышали об «Оранжевой революции», помнят страшное слово «Чернобыль». Боксёра Кличко, футболиста Шевченко. В мире также известны наши домработницы и проститутки. А как же искусство? Благодаря владыкам нашей родины с их национал-цыбульными презентациями Украины на книжной ярмарке во Франкфурте и Биеннале в Венеции, европейцы знают не столько актуальную Украину, сколько Украину из колхозных грёз депутатов Верховной Рады – аграрное стойло, лелеющее шаровары и ошмёток волос, торчащий из козацкой бошки. Вот почему артист Андрей Данилко с его альтер-эго по имени Верка Сердючка – это культурное явление исторического масштаба, которое знаменует восход нового украинского искусства.

«Дешёвка! Попса! Глупость!», – фыркают снобы. И, всё же, что это? На сцене поёт мужчина в образе женщины, с гигантским бюстом, весь покрытый зеркалами. Верка – человек-клубный-шар. Из её головы прорастет звезда. Вокруг пляшут гламур-фашистские техно-молодцы. Космошива исполняет песню на абсурдной смеси из нескольких языков. Всё это сопровождает скандал – правда ли, что Вера поёт «Раша, гудбай!», или все-таки «Лаша Тумбай»? Россия действительно послана на хуй на глазах у миллионов, или всё это невинная игра слов?

«Зибен-зибен-ай-лю-лю!», «Айн-цвай-драй!».

То, что первое место достается мужеподобной лесбе, а не женоподобном гею – не важно. Произошедшее – убедительная метафора того, что Украина изменилась.

Верка насмехается над поп-культурой и политикой. Она делает себе громадную грудь (звезда должна быть с сиськами) и поёт бессмысленную песню (попса должна быть удобоваримой для обывателя), но так и не опускается до дешёвого китча. Этот попкорн подрывной, как «Confession» Мадонны. «Ай эм йор нью пис дав!», – говорит Верка, сидя в окружении детей.

Предсказуемо, что «украинский Ли Бауэри» не нравится нашей консервативной интеллигенции. Стареющие кучки неподмытых нудотов едва ли способны на понимание футуристических постановок марсианского размаха. Это – приговор; признак несоответствия нашей интеллигенцией времени, его духу. Если ты лишён чувства юмора и не умеешь наслаждаться живыми проявлениями культуры, это указывает на гной в твоём куполе. Интеллигентные лица без улыбок и лица мертвецов – это, по сути, одно и тоже.

«Ну не принято Сердючку хвалить. Эстеты считают это дурным тоном. Они готовы хвалить авангардный спектакль, каких я за неделю могу сделать семь штук. Например, посажу человека в ванную и замажу ему рот цементом. При этом буду ходить по залу и разбрасывать вату. Написать музыку под это дело, и какой-то эстет найдёт в спектакле глубокий смысл». (Андрей Данилко)

В истории с выступлением Верки на «Евровидении 2007» удивительно всё. Мы столкнулись с обнадёживающим свидетельством того, что авангард в Украине возможен. Лавируя между попсой и эстетством, Сердючка меняет игру. Это не попса, но мы пляшем. Это не классический гомо-радикализм, но у всех порван рот. Это не ежедневный паёк для умников, но ничего более глубокого украинский авангард ещё не порождал. «Сердючка — это наша мечта, украинская Золушка. – говорит Данилко в интервью журналу «Фокус». – Это не попса. Ну не тот это формат, не вписываемся мы в него. Она — арт-персонаж».

Украина отказывается оставаться аграрной провинцией. Выступление Верки предлагает изменение климата в украинском искусстве: на смену мудрёному концептуализму идёт авангард пляшущий, дурашливый, "попсовый". Умные дураки сменяют глупых умников.

Верка знаменует выход украинской культуры на новый уровень. Она – живое доказательство того, что передовое искусство попросту невозможно обозначить каким-либо жанром. Ещё многие годы все будут спорить, является ли эта музыка попсой. Ещё многие годы все будут продолжать её слушать. Важно не пропустить Верку. В роли иконы украинского современного искусства она, уверен, позволит нам заиграть на яйцах мировой культуры с новой, хохотливой страстью.

В конце концов, кто, как не бесполый перформер, поможет этой славной стране евроинтегрироваться, уничтожить границы, лишающие украинскую молодёжь возможности путешествовать?

Слава травести! Слава Космошиве! Слава Украине!

Покажи мне Монстра

Однообразная нация