Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Покажи мне Монстра

За такие вольности филологи могли бы высылать мне проклятия в хрустящих пакетах, и, всё же, я убеждён, что непосредственный взгляд на вещи способен обнаруживать новые ракурсы на привычное. Взять, к примеру, такое слово как «демонстрация». Что могут увидеть в нём юные глазки? В частности, монстра.

Словарь Даля сообщает, что демонстрация – это «объяснение чего на деле, с указанием на предмет и все частности его», «гласное обнаружение народом». Большая Советская Энциклопедия напоминает, что слово «демонстрация» имеет латинское происхождение (demonstratio: показывание) и обозначает «наглядный способ ознакомления с каким-либо явлением, предметом…», а также «нарочито подчёркнутое, вызывающее поведение». Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона описывает демонстрацию как «объяснение свойств предмета наглядным образом». Все эти значения пригодятся нам в деле обнаружения монстра, притаившегося в слове «демонстрация».

Что есть демонстрация искусства? Это его показывание. То, что ещё не было представлено, становится увиденным. «Зачем вы демонстрируете разверзшиеся половые органы?», – спрашивает консерватор. «Чтобы снять напряжение с данного вопроса», – отвечает художник.

Новое – это то, чего ещё не было. Всё, чего не было, суть неведомое. Таковое всегда воспринимается в штыки, пугает – в первую очередь, неизвестностью: кажется, будто в ней содержится угроза для устаканившегося порядка вещей. 

«Мы развращаем ваших детей и насилуем ваши ценности», – вопят художники. Всё это лишь игра слов. Как только художник решает продемонстрировать публике своё «зубастое искусство», он становится гуманистом; выражает и облагораживает то, что демонстрировать не принято.

Эстетизируя, художник лишает «монстра» его свойств; снимает напряжение, связанное с умолчанием; превращает табу в нечто выраженное, видимое, понимаемое, и, значит, – безопасное. Так, собственно, культура и развивается. Радикализм – это слабительное, релаксант, терапия. Вчера нас шокировали крупными планами влажных влагалищ, а сегодня они уже кажутся банальщиной, и не вызывают былых треволнений.

При всём своём нигилизме, эстетический терроризм выказывает заботу об обществе. Сколько бы консерваторы не вопили о том, что искусство несёт разруху и порок, миллионы людей по всему миру жаждут быть изнасилованными. Не потому, что являются извращенцами, но потому что хотят развенчания монстра, – его де-монстрации. Ведь только так он перестанет их тревожить.

Репортаж из Венеции

In Verka We Trust!