Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Мохнатый погром

1

Группа швондеров приехала на советских ЗИЛах в село Вязова Львовской области и, несмотря на протест его жителей, декоммунизировала памятник украинской колхознице. По традиции, всё закончилось вандализмом: памятник разбили, местный житель расплакался, а швондеры укатили по дырявой дороге, денег на ремонт которой нет.

Тайминг события символичен: теракт на Каховской ГЭС похоронил сельское хозяйство на Юге Украины; РФ продолжает блокировать морские пути сбыта украинской аграрной продукции, а Польша, Венгрия, Словакия, Болгария и Румыния запретили её импорт, чтобы защитить своих фермеров.

Тем временем, повреждённая путинистами энергосеть не позволяет Украине перерабатывать сырьё в более ценные и компактные продукты. Теперь Украина вынуждена сбывать более объёмный и менее ценный товар на более дальние дистанции. Логистика подорожала, а выручка упала. Это значит, что фертильную колхозницу с хлебом на рушныке мы увидим ещё не скоро. Разбитый памятник напоминал о том, что она была, и, в целом, возможна.

Кому это мешало? И чем? «Совковой» вышиванкой? Зато секретарь Львовской областной администрации по вопросам декоммунизации говорит на украинском языке, что, вероятно, должно нас утешать при взгляде на её козью рожу.

Колхозница сообщала жителям Вязовой образ человека, который творит хлеб своим трудом и делится им с миром. Это был образ достоинства. А швондеры его разбили на глазах у людей, которые этот памятник любили и просили сохранить.

Какой вывод могут делать люди, чей мирный протест не приносит плодов? Такой, что пока зубы панов не начнут находить в свином навозе, до панов не дойдёт, что демократия лучше смерти.

2

​​Другое преступление случилось в Киеве, где швондеры «декоммунизировали» ещё одну советскую мозаику – на этот раз, воспевавшую героизм пожарных-спасателей, которые сегодня вынимают украинцев из-под ракетных обломков.

Уникальное пано тупо разбили молотками, пообещав вскоре заменить на более соответствующее их уровню известно что.

У меня это на голову не налазит. Это не просто бескультурье. Не варварство. Это уже какая-то зоология. Ну то есть кто в здравом уме может посмотреть на эту мозаику и решиться её уничтожить? Тот, кто смотрит в книгу и видит фигу. Для кого это просто некая ничего не значащая и ничего не стоящая клякса на стене.

Иными словами, вандалы, совершившие это преступление, являются существами из леса, и, в каком-то смысле, не виноваты, как не виновата корова, которая повалила тын и на этой почве произвела на свет горячую лепёшку.

Да только это не тын, а объект культурного наследия, который отняли без спросу у всех будущих поколений украинцев. Не удивительно, что из нас вырастают швондеры, готовые громить молотками артефакты былой цивилизации.

Боюсь, процесс мохнатого погрома будет завершён. «Декоммунизировав» всё, швондеры сядут в своё разбазаренное болото, и пустят жабьей жопой пузыри.

3

Варварский беспредел, который происходит в Украине с объектами культурного наследия, стоит на трёх китах: приватизации, коррупции, и невежестве.

Приватизация позволяет превращать объекты культурного наследия в частную собственность с вытекающим отсюда правом распоряжаться ими на своё мохнатое усмотрение. Коррупция и невежество облегчают этот процесс: коррупция – юридически, невежество – политически. 

В итоге, уникальные мозаики превращаются в груды строительного мусора, а архитектурные памятники – в парковки и торговые центры в стиле жлобарокко. 

Украинцы, вырастающие в его окружении, формируются в менее прогрессивных культурных координатах. Стены не сообщают им, что быть пожарными или производить хлеб – это круто. 

Вместо этого в новые поколения нас закачивают шароварщину, необходимую для того, чтобы «воображаемое сообщество» нации охраняло рыночную периферию; и идеологию «квартира, машина, та гроші, гроші, гроші».

4

Чтобы решить проблему рыночного вандализма, необходимо национализировать все объекты культурного наследия и их носители (здания и территории); запретить их приватизацию; оберегать их.

На пути этого стоят коррупция и невежество.

Проблема невежества решается с помощью образования и чисток в рядах управленческих кадров. Это длительный, но принципиальный процесс, который можно ускорить привлечением внешних специалистов. Запустить его мешает отсутствие политической воли и... коррупция.

Проблема коррупции решается государственной монополией на насилие. Сроки и наказания за коррупцию должны быть такими, чтобы веко дрожало не только у коррупционера, но и у его внуков. У первого – от одной только мысли о взятке, у последних – от рождения.

Проблема политической воли решается демократизацией общества – обретением гражданами возможности оказывать давление на нанятую ими власть. Это требует развития гражданского общества, которое не стоит путать с кучкой придворных грантососов, помогающих уничтожать культурное наследие рассказами про то, что вандализм – это деколонизация.

5

Знаете как звучит распил бабла? Как голоса паразитов, которые занимаются «национальной памятью», и убеждают нас в том, что у воюющей страны с мёртвой экономикой есть лишние деньги на демонтаж памятников, борьбу с топонимами, но главное – на содержание болтунов.

Ни рыночного, ни демократического общества создать эта публика не может. Всё, что ей остаётся – это слипаться в стаю, вытеснять неслипающихся, и сообщать кривые пересказы плохо понятых месседжей из метрополии; под шум сирен и грохот монтировок, громящих произведения монументального искусства и туристические достопримечательности – источники потенциального дохода, позволяющего оплачивать любые гендеры и прайды.

Результат деятельности серпентария известен – гуманитарная катастрофа: за годы своей независимости Украина успела разбазарить и угробить огромное количество предметов из мировой культурной сокровищницы.

Почему и как так вышло – уже не важно. Их не вернуть, как не вернуть людей, способных так творить. Вопрос в другом – как сохранить остатки былой цивилизации, пока их все не превратили в мюрал.

Если украинское государство не в состоянии обеспечить сохранность объектов культурного наследия, на него необходимо оказывать давление – как изнутри, так и со стороны его кредиторов и международных инстанций.

В противном случае, произведения искусства, в которых запечатлены история и культура людей, осмелившихся штурмовать небо, – твоя история, история твоей семьи, – окажутся на помойке за сараем.

Что, очевидно, и является действительной целью «декоммунизации» – очистить городское пространство от образов людей, чей труд творит мир, и содержит всех.

Жать или не жать?

Танк застрял в воротах цирка