Мы часто слышим о том, что украинец ещё недостаточно развит для гуманизма; что культура его глубоко консервативна, а Бандера – ближе "Марсельезы". Так ли это? Несмотря на то, что оба майдана были консервативными переворотами, каждый из них начинался под прогрессивным флагом: именно мотив содружества с Европой, а не национализм мобилизовал широкие массы украинских граждан. Потом, правда, случается зрада, и страсти этих масс направляются правыми кликушами в область казацкой архаики. И, всё же, важно зафиксировать, что зажигателем украинской революции является европейский и, следовательно, гуманистический порыв. Это говорит о том, что внутри украинского тела уже имеется нечто, что рвётся к прогрессу. Это нечто необходимо распознать, сберечь и приумножить.
Как и кремлёвская пропаганда, украинские националисты пытаются убедить всех нас, что их идеология пронизывает всю сплошь украинского общества, и является его политическим консенсусом. Это не так. Да, украинская культура консервативна. Да, война способствует правой истерии. Однако украинский национализм был и остаётся искусственной, сугубо региональной креатурой. Жизнь этого динозавра поддерживается, с одной стороны, кормящими его украинскими олигархами, а также их бенефициарами на Западе и в России, с другой – вполне конкретными методами борьбы с оппонентами. Правые не ведут светских бесед, и насаждают свою безальтернативность посредством насилия: травли, цензуры и побоев. Всякий прогрессивный импульс украинского общества, – будь то Майдан, критическое искусство или новые политические лидеры, способные объединить вокруг себя сторонников перемен, – тут же вытесняется воинственным меньшинством.
Я не пытаюсь закрыть глаза на консерватизм украинского общества, но утверждаю, что национализм является таким же политическим оккупантом Украины, как и русские империалисты в Крыму и на Востоке страны. И те, и другие процветают из отсутствия объединяющей идентичности и прогрессивных политических проектов.
Майдан – это симптом, показывающий, что украинец отзывается на зов гуманизма. Проблема в том, что у этой отзывчивости нет политического представительства – украинский партийный ландшафт наводнён исключительно консерваторами разной степени просроченности. Олигархат, очаровывающий обывателей своим знанием английского языка, полу-христианские-уже-не-гомофобы из "демократического альянса", пророссийские сепаратисты или карманные мальчики американского империализма в лице персонажей вроде Найема и Лещенко – всё это может показаться привлекательным только в условиях полной безальтернативности, и на фоне блатного кретина у власти, мол, видали и похуже. Не пора ли перестать выбирать "меньшее зло", и поднять планку своих политических притязаний?
Националистическое меньшинство развалило страну, и теперь тянет её на волах в 19-й век, навязывая украинцу идентичность архаичного селюка с буряком во рту. Дабы реализовать изначальный импульс Майдана, украинцу необходимо стряхнуть со своей головы националистических паразитов, и колониальное мышление – все эти унизительные метания в поисках лучшего пана. Украинец должен понять, что он один, и для всех внешних игроков, будь то Россия или Запад, он является разменной монетой. Свобода и будущее Украины – внутри самого украинца.
Избавление от российского спрута требует консолидации всех частей украинского общества. Консолидации, которая невозможна, пока в политике преобладают правые кхмеры, рассказывающие про вату на Востоке. Устранение кремлёвского влияния требует преодоления этнического раскола, вина за который всецело лежит на националистах, десятилетиями сеявших вражду в мультикультурном украинском обществе и таким образом проложившим дорогу для российских танков.
Для выхода из сложившегося кризиса украинскому народу необходимо отказаться от националистического проекта, и обрести субъектность на основе гуманизма: разные культуры и равные права под флагом цветной, сугубо политической нации. В практическом смысле это требует объединения украинских гуманистов в единую революционную партию; культивации гуманистической прослойки в украинском обществе; эффективного предотвращения правого насилия, дабы ростки гуманизма не были растоптаны им в зачатке своего процветания.