Сталкиваясь с большим и сложным миром, трудно не ощутить себя маленьким и слабым. Отсюда – желание отползать, всё дальше и дальше, прочь – до самой маминой юбки. А дальше быстро по бедру – в пизду. И запереться. Именно такое отступление происходит сегодня с инициаторами сноса Арки Дружбы Народов в Киеве. Столкнувшись с противоречиями в неодносложной истории украинского народа, отдельные его сыны хотят с разбегу спрятаться, подобно страусам, в асфальт реакционных политических иллюзий. Для того, чтобы в разгар экономического кризиса, предлагать потратить 60К гривен на сомнительный символический жест, нужно обладать весьма своеобразным пониманием социально-экономических процессов. Ну или скорее его отсутствием. И правда – самой войны ведь не достаточно, чтобы понимать: дружба уродов скисла. Рано или поздно её всё равно придётся восстанавливать, вопреки обиженным мертвецам и их бодрствующим адвокатам. Способствует ли этой цели снос арки? Нет. Да и можно подумать украинскому обществу больше не на что сейчас потратить деньги – учителя накормлены, медики подмыты… Это и есть те самые “перемены”, в борьбе за которые Украина наплодила небесные сотни?
Со стороны всё выглядит так, будто обиженный украинец пилит "на зло России" собственные конечности – пытается втиснуть разнообразие себя в тесную и нежизнеспособную национальную чистоту. Отсюда, вместо реальных реформ, – переименование улиц, декоммунизация и вандализм в отношении “неправильных” памятников. Вступая в битву с гранитом своего прошлого, украинец всё никак не поймёт, что чекист или боец СС Галичина – всё это тоже он, украинец: разный и оттого неудобный для однобокого идеологического упрощения. Памятник можно демонтировать, а вот историю – никак. Её можно переписывать, но исправлять – только посредством учения на ошибках. Чем, в этом смысле, отличается инициатор демонтажа арки Дружбы Народов от тех самых “чекистов”, которые её установили – хз. Как по мне, консервативный украинский патриот является таким же пережитком прошлого, как и проспект Ленина в каждом постсоветском городе.
Выходит, что вся цветная сплошь украинского общества зависит от мнения и вкуса отдельно взятого пионера, который хочет отменить вот эту вашу ложную Пальмиру, и установить на её месте не то очередное отделение небесной канцелярии, не то моральный стриптиз – памятник мёртвым воинам АТО, где, словно в комнатке для пип-шоу, украинец может подрочить идеологически правильным образом.
Народ, нарождающийся в отрицании себя, ничем иным, кроме как обрубком стать не сможет. Вместо того, чтобы отнимать у себя ту или иную частичку своей истории, и делать общество заложником сиюминутной политической конъюнктуры, почему бы не принять себя в обилии цветов, событий и культур, взглядов и этносов, тонов и полутонов – всецело?