22 – ОКТЯБРЬ – 2021
Друзья! Хочу поделиться с вами плодами сотрудничества с Мемориальным центром Холокоста «Бабий Яр», для которого я разработал концепцию нового медиа – YAR. Его Манифест доступен по ссылке.
Учитывая, что в украинском медиаполе, которое захватили «патриотические» кликуши и колониальные грантососы, мне объявлен бойкот, моё участие в этом проекте стало возможным только благодаря смелости Ильи Хржановского.
YAR призван исследовать разнообразие человека средствами документального кино. Представьте, что Дзига Вертов вступил в гей-брак с Александром Довженко, и в жаре простыней они породили «Киевнаучфильм» с тиктоками и сэлфи. Не Диснейленд, но с чего-то нужно начинать...
Трагедия Бабьего яра стала результатом расчеловечивания ближнего. Поэтому YAR не только актуализирует память об этой трагедии, но надеется стать местом диалога разных людей, какими бы ни были их взгляды и особенности. Диалог способствует пониманию, а понимание – принятию, и более инклюзивному обществу, где найдётся место для всех. Даже для Вятровича.
Главным редактором YAR является Евгений Сафонов – создатель «Птицы» (BirdInFlight), самого успешного сайта о фотографии в украинской истории.
Возможно ли создать «место диалога разных» в обществе, публичная жизнь которого полностью подчинена известной «линии партии», покажет время. Но воля седлать звёзды у команды YAR есть.
Я понимаю, что всё это вызовет жидкий стул у нашего «гражданского общества», и людей, которые за 30 лет незалежности оказались не в состоянии произвести на месте трагедии Бабьего Яра ничего, кроме скандалов и тира с шашлычной. Всем им хочется пожелать добра, поблагодарить за критику, и напомнить, что трагедия Бабьего яра – больше всех нас и любых дрязг. Она накладывает на всех нас огромную ответственность – ответственность рассказать историю Бабьего яра полностью, и позаботиться о том, чтобы подобная трагедия не повторилась.
В конечном счёте, YAR – это история не про прошлое, а про настоящее и будущее, и не про смерть, а про любовь. Займёмся же любовью!
23 – ОКТЯБРЬ – 2021
Что не коммент, то саморазоблачение. Вот уже и литературная элита подтянулась во всей красе своей толерантности. «Били его, конечно, зря, но, к сожалению, мало» (Бондар). Знаю же – ткни нашего «демократа», и полезет коричневое.
…Выходит новость: «Россиянин Хржановский пригласил создать издание про Бабий яр эмигранта из Украины, который писал антисемитские публикации».
К таковым автор относит мою критику радости наших комментаторов в социальных сетях по поводу бомбардировки палестинцев в Газе.
Вообще, на постсоветском пространстве произошло сращение понятий государства и народа. Критика политического режима считывается его апологетами как критика этноса. Вот, например, из новости на каком-то ветеранском сайте:
«Бабий яр взял на работу журналиста, который критикует Украину».
Какой ужас! Критика Украины, представляете!? Где это видано, чтобы у гражданина могло быть критическое отношение к происходящему в его стране? Все же должны маршировать под одну на всех патриотическую дудку.
«[Ульянов] отметил, что “украинская власть не в состоянии защитить своих граждан от насилия фашистов, которые прикрывают свою ксенофобию патриотизмом».
«Этим Ульяновым должно заняться СБУ».
В общем, всё как обычно. Меж тем, я не главред нового медиа, не бойтесь, и весь концепт там – про любовь и разных. Пусть все поют по-своему. Отвыкли? Ничего! Пора привыкать снова быть разными друг с другом – людьми в их разнообразии! И тогда Бабий Яр не повторится.
24 – ОКТЯБРЬ – 2021
Пока хейтеры хейтили, я отправился в свет, и, честно говоря, друзья, нет для меня места счастливее, чем лицо другого человека – гулять с ним, купаться в нём, заглядываться часами, сначала там, на прогулке, потом уже дома, работая с фото – сидеть, и смотреть на лицо, долго-долго. Мне это вообще не надоедает. Каждое лицо, как портал, и кино – можно втыкать на него, как на костёр, и превращаться в дельфина, нырять во все эти блестящие глаза, носы и губы. А уши, шеи, и если не бровь, так ресница. У каждого – своя деталька, своя красота, и всегда она там есть, нужно просто её разглядеть, у разных она в разном засела. Короче, для меня счастье – в людях. Рай – это Другие.
25 – ОКТЯБРЬ – 2021
На Детекторе вышло моё «досье». Неожиданно хорошее! Из всех, кто сейчас визжит по поводу YAR, призванный наполнить ваши сны разнообразием, его авторка искреннее постаралась быть объективной. И хотя её собственное эмоциональное отношение периодически течёт по бёдрам – я полностью поддерживаю это досье, и рекомендую слизать его медовые капли.
Не нужно бояться, друзья! Нужно радоваться! Ведь YAR задуман доказать, что Украина – это интересно; что в Украине можно не быть скучными; что в Украине можно друг с другом не соглашаться, но делать разные, глобальные вещи; что в Украине возможны новые ультрасовременные проекты без забзделости, а не только тухляк для спитой шайки письменников, и не только фан для киевского хипстеридлы, брезгливо поглядывающего на рядовых украинцев из ресторана над социальным бедствием, помалкивающего об угнетении всех непохожих, потому что справа от погромленного табора у нас открылся новый барчик, где можно забыться и забыть о всех затравленных и расчеловеченных.
Кто визжит? Доносчики? Запретители? Душители свободы слова? Пусть! Давайте выкричим нашу ненависть вместе, освободимся от неё, и освободим место для любви друг к другу. YAR для всех. Заходите! Садитесь! Чаёк и печеньку? Держите!
YAR – это, наконец-то, хорошие новости!
26 – ОКТЯБРЬ – 2021
Одной из неожиданных претензий к YAR стало то, что в Манифесте упомянуты задушенные полицией афроамериканцы и иммигранты в клетках, мол, при чём тут Бабий Яр и Украина?
При том, что в Бабьем яру были расстреляны, в первую очередь, евреи, но и целый ряд других «нежелательных» людей: ромы, украинцы, русские, коммунисты, националисты, люди с психическими и физическими особенностями, секс-работники, малоимущие, люди с «неправильной» сексуальной ориентацией и т.д… Это – глобальная история про расчеловечивание ближнего (Другого). Она всех нас касается. И принадлежит всему человечеству.
Мир Украиной не ограничивается. Ведь не только в Украине разные люди подвергаются нападкам за свои особенности. Концептуально YAR предполагает глобальность. Интерес ко всему человечеству, миру вообще. Что, разумеется, не отрицает необходимости фокусировки на тех или иных локальных контекстах.
Да, положение иных в Украине оставляет желать лучшего. Или это не на наших улицах звучит кричалка «пам’ятай чужинець…»? Но в том-то и дело! Это ведь не украинец такой, а человек такой; все мы – сложные, несовершенные люди, которым предстоит разглядеть друг в друге Человека. Машину дегуманизации необходимо остановить. Но для этого её нужно сначала распознать, признать и осмыслить, задокументировав опыт разных во времени и отношениях.
Коммуникация – ключ. Оно не всегда приятная. Но если разные встретятся, будут видеть друг друга, находиться в общем пространстве наглядности – они откроют возможность взаимопознаться, притереться, прорваться за ярлыки.
Разные, но Человек!
Не обязательно лайкать друг друга. Не все мы друг другу заходим. Достаточно позволить друг другу быть по-своему каждый, научиться сожительствовать под крышкой единого неба, и вот уже кто-то из нас да целуется: впились губами в лица, а не клыками в глотки.
Такова цель YAR – вынести из трагедии урок, запомнить его, и позаботиться о том, что ни человек, ни человечность, ни сама жизнь не будут попраны так, как они были попраны в Бабьем Яру. Абы разные жили!
27 – ОКТЯБРЬ – 2021
В настоящий момент против меня развязана кампания травли, цель которой – запугать редакцию и саботировать запуск YAR MEDIA. Как человек, позволяющий себе подчас весьма острые высказывания, я не в праве винить тех, кто отвечает мне той же монетой. Единственное с чем я не ОК, так это с клеветой.
Пожалуй, самым циничным враньём являются обвинения меня в антисемитизме. В качестве аргумента для них используется моя критика политики государства Израиль в отношении Палестины. Да, эту политику я не поддерживаю, и говорю об этом открыто. И что же? Критика политики государства Израиль не является критикой еврейского народа, ряд представителей которого эту политику точно так же критикует. Поэтому утверждения, будто критикуя действия политического режима, мы поносим народ или страну – это подлая манипуляция.
Так или иначе, моё отношение к чему-либо – это моя личная позиция. Которую я размещаю у себя в своих каналах. Учитывая фертильность моего рта, из моих цитат можно собрать любое «пугало». Всё это не имеет отношения к YAR.
Концепт не предполагает примата одного мнения. Это не мой персональный проект, и не место для пропаганды определённой идеологии, а платформа, на которой хотелось бы собрать радугу контрастных голосов.
Резонанс, который вызывает уже один только Манифест проекта, говорит о том, что его замысел находит живой отклик. Я верю, что в недрах нашего общества жив неугасаемый порыв к свободе. Заткнув друг другу рты, мы её не обретём. Так давайте же быть. Каждый, разный, по-своему, вместе!
28 – ОКТЯБРЬ – 2021
Друзья!
Хочу внести ясность:
Мемориальный центр Холокоста «Бабий яр» обратился ко мне в конце прошлого года, чтобы я разработал для него концепцию нового медиа и проконсультировал процесс запуска. После этого реализацией концепции должна была заниматься редакция в Киеве.
Будучи политическим беженцем, и находясь за тридевять земель от Украины, я не могу вернуться на родину, и занимать должность главного редактора украинского медиа. Поэтому на эту позицию был приглашён Евгений Сафонов. Он же и должен был вести этот проект, определяя его эфир и редакцию.
Уход команды Сафонова в разгар запуска стал для всех неожиданностью, учитывая, что его предваряли 5 месяцев конструктивной работы.
Знаю, что не последнюю роль в этом сыграла травля, обрушившаяся на проект со всех сторон после того, как стало известно, что его концепцию написал я.
Об этой травле, и том, почему мой голос остаётся невозможным в украинском инфополе, я ещё буду говорить отдельно, а пока хочу зафиксировать следующее:
Как автор концепта, я выполнил условия своего контракта, и официально заявляю, что моя работа с Мемориальным центром Холокоста «Бабий яр» закончена.
Мои слова и взгляды, которыми я делюсь у себя в личных каналах – это мои, и только мои слова и взгляды, которые не выражают мнения Мемориала, каких-либо его проектов, сотрудников и департаментов. Мемориал не контролирует мои высказывания, и, соответственно, не несёт за них ответственность.
Обвинения в антисемитизме я отвергаю, и считаю подлой манипуляцией.
Критикуя политику государства Израиль в отношении Палестины, я не оспариваю право еврейского народа на собственную государственность, но стою на том, что эта государственность не может быть построена ценой государственности и существования народа Палестины.
Объектом моей критики в этой связи является политика, а не народ. У меня нет сомнений в способности еврейского народа творить государство на основании человечности, ведь этот народ знает не понаслышке, чем чревато её отсутствие.
Я думаю, всем понятно, в каком политическом климате разверзается вся эта история; почему и на какие кнопки давят те, кто не заинтересован в том, чтобы такие проекты случались, и Украина была обществом, где разные люди могут выражать себя открыто, не опасаясь за свою жизнь.
Концепция, в которую я закачал всё своё сердце, и считаю одним из лучших своих текстов, написана, и ждёт своего часа. Резонанс, который вызвал уже один только Манифест проекта, доказывает, что платформа осмысления трагедии Бабьего яра, место диалога разных, новое медиа, которое будет способствовать социальной инклюзивности – актуальны для украинского общества.
История Бабьего яра – больше, чем каждый, но пока мы не усвоим, что каждый важен, эта история обречена болеть во всех нас. И пусть мы поём по-разному, я верю, что в чаще наших пёстрых разногласий мы рано или поздно встретим друг друга – самого Человека.
29 – ОКТЯБРЬ – 2021
За минувшую неделю я убедился в том, что стандарты украинской журналистики позволяют:
– Назвать человека «антисемитом», «педофилом» и «украинофобом» на страницах СМИ, и не обратиться к нему, при этом, за комментарием.
– Собирать из вырванных из контекста цитат интересующий автора нарратив, не ссылаясь на первоисточник.
– Публиковать слухи, домыслы и конспирологические теории под видом фактов.
– Использовать этнос человека в качестве негативной характеристики.
– Обратить внимание, что человек написал слово «незалежность» с маленькой буквы, и на этом основании разоблачить его как «московского пропагандиста».
– Призывать СБУ задержать и депортировать «американского коммуниста», который проживает «кажется, где-то в Германии».
– Дискредитировать человека и его взгляды, оспаривая статус его слов посредством газлайтинга: не журналист, а «т.н. журналист»; не писатель, а «мужчина, считающий себя литератором»; не политический беженец, а «эмигрант, который якобы не может вернуться в Украину»; не критик, а «бывший критик», чья позиция завела его «в экзистенциальный тупик», но это ОК, ведь «нельзя отказывать талантливым людям в праве сойти с ума».
– Не задумываться об этике вышеперечисленных практик, их масштабах, и последствиях для человека, его самочувствия, и самочувствия его стареньких родителей, которые всё это читают, не обладая соответствующими ментальными бронежилетами.
Всё это норм для Украины. Но нужно, всё же, продолжать сажать деревья на Аллее Свободы Слова. Что-то однажды да вырастет.
* * *
Неопубликованное интервью для The Babel. Вопросы: Антон Семяженко.
Почему ушла команда Яр.Медиа? Ваша версия и версия Евгения Сафонова расходятся, потому что вы пишете о внешнем давлении, а он — о внутренних проблемах и расхождении взглядов на концепцию.
По этому поводу я, к сожалению, могу только спекулировать, учитывая, что Женя не предупредил меня о том, что собирается покинуть проект в разгар запуска, и не посчитал необходимым объясниться со мной после того, как это произошло. О том, что у него имеются какие-то «расхождения во взглядах», я узнал постфактум из прессы. Работа продолжалась вплоть до этого неожиданного заявления.
Внутренних проблем не было, участники команды одобряли концепцию на 100% до запуска медиа?
Ни Женя, ни кто-либо из команды ни разу не выразили мне каких-либо претензий к концепции. Наоборот – все были полны энтузиазма её воплотить. По крайней мере, таковыми были слова, которыми мы обменивались.
Были ли конфликты на более ранних этапах?
Я знаю, что Женя был недоволен резкостью моих высказываний в сетях. Но никто, а уж главный редактор подавно, не бросает проект, над которым так долго трудилось столько людей только потому, что «кто-то не прав в интернете». Тем более, что мы с Женей давно знакомы, и он знал, что я за кудрявым словом в карман не лезу… Пять месяцев собирать по крупицам редакцию, производить контент, и сорвать запуск, не показав свой пилотный эфир, бросить руль на финишной прямой – всё это в высшей степени странно.
Если внутреннее расхождение взглядов было, то почему, как вам кажется, не удалось найти компромисс?
Чтобы найти компромисс, команда должна встретиться и обсудить разногласия, если они есть; поделиться друг с другом своими тревогами, и прийти к какому-то знаменателю. Это то, как профессиональные люди решают свои вопросы внутри рабочего коллектива. Но этого не было сделано.
Вы вышли из проекта Яр.Медиа. Будете ли вы дальше сотрудничать с BYMHC по другим проектам? Или вы прекращаете сотрудничество с мемориальным центром в целом?
В BYMHC работают профессионалы. И мне было интересно работать с ними над этим проектом. Я открыт к сотрудничеству с этими людьми в будущем, но, по моменту, моя работа с BYMHC закончена.
Когда началась работа над проектом? Потому что, как я понимаю, вы пришли раньше, но до лета-2021 не было ни команды, ни основного контента. Была только концепция?
Мемориал обратился ко мне осенью 2020-го года с предложением разработать концепцию нового медиа. Илья Хржановский дал понять, что хочет создать живое, современное, международное медиа, которое будет интересно широкому кругу людей, не позволит забыть о трагедии Бабьего яра, впишет его в сознание современника, станет местом встречи разных людей отовсюду, и будет ведомо любовью к человеку. Мне была предоставлена полная творческая свобода. К началу 2021-го года концепция была написана и принята в разработку – начался трудоемкий процесс поиска кадров для её реализации. К лету мы, наконец-то, определились с главредом. Им стал Женя Сафонов.
В посте у себя на Facebook вы написали, что концепция еще ждет своего часа. Ее как-то будут реализовывать в рамках новых медийных проектов BYMHC? Возможно, вы можете поделиться какими-то подробностями концепции.
Ключевые подробности, связанные с концепцией, выражены в Манифесте. Сама концепция является конфиденциальным техническим документом на 60 страниц. Права на него принадлежат Мемориалу, который и определит дальнейшую судьбу медиа. Я очень надеюсь, что концепция будет реализована. Со мной или без меня – не важно. Важно, чтобы этот проект состоялся, вопреки сложным политическим обстоятельствам в Украине и мире. Я верю, что он может поспособствовать тому, чтобы общество стало более приветливым местом для жизни разных людей.
Как вы и Евгений Сафонов разделяли работу и обязанности? В чем была ваша роль, кроме разработки концепции?
Женя был главным редактором. В его обязанности входило полевое управление редакцией. В мои – её настройка и ориентация. Как концептор, я должен был направлять смыслообразование, и следить за тем, чтобы продукт соответствовал концепту. Помимо этого, я занимался проектированием эфирных форматов, производством типовых сэмплов контента, консультированием коллег относительно тем и способов подачи.