1
Похоже, история тактического коллаборационизма, в рамках которого борцы за украинскую государственность становились под нацистские знамёна и убивали своих соотечественников назло Москве, их так ничему и не научила. Как и более ранние коллаборации с империалистами, в чаще которых наши патриоты искали своих освободителей.
Так УНР обратилась за помощью в борьбе с Советами к Германии и Австро-Венгрии, что привело к оккупации Украины германо-австрийскими войсками, и разгону Центральной Рады германским военным патрулём. Потом был «белый гетман» Скоропадский, поставленный, чтобы наладить вывоз продовольствия в Европу. Затем Петлюра, расплатившийся с польскими «спасителями» Западной Украиной… Что примечательно, все эти случаи обманутой Катерины мы привыкли оценивать более положительно, чем союз Богдана Хмельницкого с Москвой.
Таков исторический паттерн, который ничем, кроме краха наших национальных аспираций ещё не заканчивался. И, тем не менее, мы и сегодня слышим всё те же доводы в пользу альянса с «лучшим» агрессором, который спасёт нас от России – единственной угрозы, которую мы способны распознать, забывая, что флаг пана не меняет сути бытия под его крылом, а цвет крокодила не влияет ни на остроту его зубов, ни на логику его аппетита.
В этой связи, пора освежить наши знания о том, что такое НАТО, откуда взялась эта организация, зачем существует, и почему искать у неё защиты украинского суверенитета ни к чему, кроме его потери в процессе войны не приведёт.
2
НАТО была создана в 1949-м году для противостояния СССР в послевоенном мире. Желая укрепить свои позиции в Европе, и опасаясь экспансии Советов, которые только что потеряли 26 миллионов человек, и лежали в руинах, США, Британия и Канада убедили ещё девять стран объединиться в военный блок.
В эту девятку вошли все представители высшей лиги колониальных держав: США, Великобритания, Канада, Бельгия, Франция, Дания, Норвегия, Исландия, Италия, Нидерланды, Португалия и Люксембург.
Заявку о вступлении в НАТО подал и СССР, но его союзники по антигитлеровской коалиции её отклонили. В ответ на это возникла Организация Варшавского Договора (1955). Так началась Холодная война между Западом и СССР.
Исход этой войны известен. Казалось бы, после ликвидации Советского Союза, задачи, которые ставила перед собой НАТО были выполнены, «красная угроза» устранена, а смысл организации исчерпан.
Однако, вместо того, чтобы исчезнуть вслед за породившими её событиями и феноменами ХХ века, НАТО пролезла в ХХI-й, где проявила себя как агрессивный военный блок, произвольно нападающий на суверенные государства в интересах США, и простирающийся далеко за пределы своих изначальных географий.
Официальная легенда НАТО включает в себя два идеологических акцента: во-первых, что НАТО носит оборонительный характер, во-вторых, что её миссией является защита ценностей свободы, демократии и прав человека. Оба этих акцента опровергает историческая практика данной организации.
3
Одержав победу в Холодной войне, США стали гегемоном, и установили в мире свой политэкономический порядок. Страны Варшавского договора и бывшие советские республики были интегрированы в сферу влияния США. Одним из инструментов такой интеграции, на ряду с «рыночными реформами», стала НАТО.
Несмотря на то, что Джеймс Бейкер, – госсекретарь Джорджа Буша-старшего, – трижды пообещал Горбачёву, что НАТО не станет расширяться на Восток, это обещание так и осталось словами, брошенными в воздух. НАТО пережило 8(!) геополитических расширений. 4 из них после распада СССР. Все 4 – на Восток.
В 1999-м году, в организацию вступили Венгрия, Польша и Чехия. Через 10 дней их граждане были брошены на войну с соседней Югославией, которую НАТО утопило в крови с помощью своих бомбардировок.
В том же году, на саммите в Вашингтоне был принят новый стратегический концепт, позволяющий НАТО не только защищаться, но и нападать, а также проводить операции за пределами своих границ.
Через пару лет войска НАТО обрушились на Афганистан (2001). Чем закончилась эта разрушительная 20-летняя авантюра, мы наблюдали совсем недавно, когда от улетающих американских самолётов отваливались афганцы, брошенные умирать от голода, и головорезов Талибана.
В 2004-м году в НАТО вошли Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. За ними последовали Хорватия и Албания (2009), Черногория (2017) и Северная Македония (2020).
4
Начиная с 2005-го года, сотрудничество Украины с НАТО происходило в формате ускоренного диалога. В 2008-м альянс объявил о намерении развивать систему противоракетной обороны, и включить в свой состав Грузию и Украину.
Движение в этом направлении получило толчок в результате Евромайдана (2013-14). Курс на вступление в НАТО был закреплён в украинской Конституции (2019), и Украина получила статус «партнёра с расширенными возможностями» (2020). Им также обладают Австралия, Грузия, Иордания, Финляндия и Швеция.
В 2019-м году НАТО включила в зону своих интересов Африку, погуляв до этого в Колумбии и Ливии, куда, после «одной из самых успешных операций в истории», вернулось рабство, ближневосточные экстремисты получили караваны оружия, а возникший миграционный кризис вдохновил восход правых в Европе.
Сегодня, в соответствии с повесткой НАТО 2030, альянс устремляется в Азию, где США готовится к схватке с Китаем, чей экономический рост угрожает однополярному миру во главе с американским гегемоном.
5
То, что политика расширения НАТО вносит опасное напряжение в отношения между странами, признают, в том числе, официальные лица США.
Так, сам Джордж Кеннан, – американский дипломат, известный как «архитектор Холодной войны», – утверждал, что расширение НАТО на Восток будет «самой роковой ошибкой американской политики после окончания Холодной войны», вызовет «националистические, антизападные и милитаристские настроения в России», и закончится «новой Холодной войной, которая, вероятно, приведёт к горячей, и поставит крест на демократических перспективах в России».
Роберт Гейтс, – секретарь государственной безопасности США при Буше и Обаме, – признаёт, что расширение НАТО «обострило отношения США и России». Той же точки зрения придерживается и Майкл Макфол, – посол США в России при Обаме. Охарактеризовав американскую внешнюю политику как «агрессивную», Макфол подверг критике расширение НАТО и поддержку США «цветных революций».
6
Апологеты НАТО призывают на помощь лирику о защите демократии и прав человека, которые блок якобы гарантирует жителям своих стран-участников. Как это сопрягается с членством в НАТО авторитарной Турции, и нефтяными войнами, жертвами которых являются, в первую очередь, мирные жители, не уточняется.
НАТО – это не правозащитная организация. Это военный альянс, вооружённый ядерным оружием, действующий экспансивно, и субординированный интересам своего главного инвестора – США. Функция этого милитаристского образования заключается в том, чтобы защищать эти интересы, размывая ответственность за последствия военных авантюр империи между её партнёрами по альянсу.
Поскольку нападение на одного из его членов рассматривается как нападение на всех членов, экспансия данного блока питает не только региональные конфликты, но и глобальную угрозу мировой войны. С каждым новым членом границы НАТО расширяются, приближаясь к территориям конкурентов, и угрожая им ядерным ударом «с целью самозащиты» от сопротивления экспансии.
7
Понятие суверенитета предполагает, что суверенная страна может сама решать, с кем ей якшаться. Однако любые якшания происходят на реальных политических ландшафтах, сотканных из интересов разных сторон. Эти интересы влияют друг на друга, и не могут быть проигнорированы во имя красоты теорий и речей.
Уважая понятие суверенитета, мы понимаем, что Мексика не может вступить в военный блок с Китаем, потому что это вызовет конфликт с США. Аналогичным образом Украина не может проигнорировать интересы России в вопросе НАТО.
Международные отношения – это не самоволка. Это – отношения. А отношения предполагают, что стороны учитывают интересы друг друга. Баланс интересов зависит от соотношение сил, позволяющих диктовать те или иные условия.
Очевидно, что единственным сценарием мира для Украины, чье географическое положение помещает её между двумя бегемотами, является внеблоковый статус. Который, собственно, уже доказал свою эффективность.
До прихода к власти в Украине олигархов Майдана, мобилизировавших электорат с помощью раскольнической риторики, и соответствующей практики, элементом которой было движение в НАТО, мы не теряли территорий, и не умирали на войне.