1
Говорить о цельной идеологии в случае с Z не приходится. Как и другие постсоветские химеры, она является полой – «постидеологической». И, тем не менее, она измазана различными символическими глинами, призванными воздействовать на разные сегменты целевой аудитории.
В риторике Кремля, возрождение монархии и «настоящая декоммунизация» сожительствуют с ностальгией по СССР и сталинской «нормализацией», православным мракобесием и государственным капитализмом. Ни один из ингредиентов этой каши не договаривается, не выражается до конца. Скорее мерцает – то выглянет подмигнуть, то спрячется за маской, чтобы не пугать.
Меня, в этой связи, не покидает ощущение карнавальности путиниzма. В его функционерах и сторонниках узнаются типичные ряженые. Не стоит, однако, заключать, что всё это фейк и понарошку. Да, у этой «не настоящей» zвастики отклеивается ус. Но гибнут, при этом, настоящие люди.
Те, кто знаком с историей нацизма, знает, что, до перехода в свою завершённую, тоталитарную форму, он тоже был хамелеоном-популистом. И менял риторику в зависимости от того, перед какой публикой выступали его ораторы. Тот или иной акцент недоговаривался для того, чтобы оставлять пространство для манёвров и сомнений: то ли он имел ввиду? Это реально или нет? Может, мне показалось?
Нет, не показалось. Вывод, который нужно сделать из карнавальности путиниzма заключается не в том, что он не настоящий. А в том, что он незавершённый.
Путиниzм сегодня – это нацизм в состоянии куколки. Она ещё не перешла от автократии к тоталитаризму, который требует уже не просто Вождя и согласия с ним большинства, а тотального единомыслия – гомогенности общества, когда уже никакого, даже самого ничтожного антипутинского меньшинства ни звучать, ни быть не может. Почва для этого готова. Куколка созрела, и к вечеру распустит крылья коричневого мотыля.
Мы видим целенаправленное толчки режима в этом направлении. Буквально за месяц войны, путинисты перешли к классике этого жанра – демонстративному собиранию своих символов из человеческих тел в публичном пространстве, попыткам (пока безуспешным) собрать стадионы живого (а не выдавленного из бюджетников) энтузиазма, но главное – к риторике и практике «самоочищения».
«Российский народ всегда сможет отличить истинных патриотов от подонков и предателей, и просто выплюнет их, как случайно залетевшую в рот мошку, выплюнет на панель. Убеждён, такое естественное и необходимое самоочищение общества только укрепит нашу страну, нашу солидарность, сплочённость и готовность ответить на любые вызовы». (Владимир Путин, 2022)
«Вместе с политическим очищением нашей общественной жизни правительство Рейха проведёт тщательную моральную чистку тела нации. Вся система образования, театр, кино, литература, пресса, радио – все это будет использоваться как средство достижения этой цели. Все они должны служить поддержанию вечных ценностей, заложенных в характере нашего народа». (Адольф Гитлер, 1933)
Чистота национального тела – это Оно. Поэтому Кремль нужно останавливать как можно скорее всем миром, без оглядки на разницы в наших взглядах. Россия должна быть демилитаризована и депутиниzирована.
2
В основе паранойи, которая питает кремлёвскую экспансию, лежит топография.
Границы России носят преимущественно равнинный характер. Все исторические вторжения на её земли происходили через девять врат. СССР контролировал их все. РФ, на момент его распада, только одни. Именно поэтому Кремль стремится отодвинуть свои границы подальше от Москвы (и, значит, к захвату территорий), пока не достигнет необходимых его национальной безопасности естественных барьеров, защищающих Россию от вторжений, которыми грезит любая империя. Такими барьерами являются горы, моря, пустыни и т.д.
Это не отменяет имперского захвата земель и ресурсов. Скорее проясняет его географическую логику. И каждую российскую войну со времён распада СССР… Но главное – масштаб угрозы: цели Z не ограничены Украиной, и предполагают вторжение в Польшу, Молдову, и страны Балтии. Есть ли у России материальные возможности для этого – другой вопрос. Но решается он сегодня в Украине.
США/ЕС будут до последнего избегать прямой военной конфронтации с РФ. Таковая ведёт к ядерной войне. Это стало понятно после срыва блицкрига. Он показал, что армии у России нет. Есть расходные полчища демотивированных террористических бандформирований. Это сообщает Западу, что, кроме кнопки, отвечать РФ в военном отношении нечем… Игра же с кнопкой слишком дорога. Никто в неё играть не станет. Тем более ради Украины. И Путин это знает.
Смысл санкций и поставок оружия в том, чтобы, не пачкая рук, сдержать войну в украинских рубежах – не дать ей пролиться на Запад; измотать РФ украинскими патриотами, отбив у Путина аппетит идти дальше.
Сдача Востока и Юга Украины вполне устроит «друзей Украины». Эту дружбу иллюстрирует так и не прекратившийся импорт российских энергоносителей, и характер оружия, которое получает Украина от передовых военных империй мира (ничего переломного, однозначно решающего конфликт в украинскую пользу).
Эту циничную стратегию можно понять. Но она совершенно безжалостна по отношению к украинцам; и может оказаться опасным просчётом для Европы.
Вспомните как Гитлер пригрозил чехам ответкой за притеснения немцев в Судетской области. Европа и тогда не хотела будить лихо. Пообещав чехам помочь в борьбе с германской агрессией, она сдала Гитлеру Судеты. Которыми он, вопреки обещаниям, не ограничился, и сожрал всю Чехословакию, прежде чем отправиться пожирать Польшу...
В демографическом отношении, Россия является угасающим государством со стремительно стареющим населением. Для его омоложения предпосылок нет. Это значит, что скоро у РФ не будет достаточного количества людей призывного возраста для наполнения собственной армии. Причём не достаточного не только для экспансий, но и для банальной охраны своих нынешних границ.
Путинская «спецоперация» – это, возможно, последний шанс «Русского Мира» на расширение территорий, захват ресурсов, и укрепление рубежей. А раз так, то для Кремля это экзистенциальная война. Что сразу поднимает ставки, риски и угрозы, которые исходят от того, кому назад дороги нет, и для кого «сейчас или никогда».
Украину нельзя бросать, надеясь откупиться Донбассом и Крымом. Z этого не достаточно. Любое отступление Кремля на этом пути носит временный характер.
Продолжая сосать путинский газ, Европа финансирует фашистскую агрессию не только в отношении Украины, но и в отношении себя.