Многие представляют колонизацию так: прилетает звездолёт, из него выходят просвещённые белые люди, встречают дикарей с костью в носу, убивают их, и создают на их земле Нью-Йорк с гей-прайдом и айфоном.
Данный конспект нуждается в ряде уточнений. Речь не только о том, что фигура “дикаря” оказалась мифом, созданным для оправдания насилия в отношении коренных народов с тысячелетними цивилизациями. Мифом оказался сам завоеватель.
Чтобы понять, как геноцид коренных американцев перешёл в рабовладельческий строй, из которого вышло современное американское общество, заглянем в его зарю.
1
Зима 1609-1610 гг. Первая британская колония в Новом Свете, – Джеймстаун, – находится на грани вымирания. Основанная всего два года назад на болотах Вирджинии (по задумке горе-завоевателей, болотистая местность должны были затруднять атаки испанских конкурентов), она не имеет прямого доступа к пресной воде. Поселенцы пьют болото и болеют дизентерией и тифом. Из их задних проходов брызжет кровавая слизь.
Многие из них являются предприимчивыми авантюристами, которые приехали сюда за быстрым обогащением, и не умеют работать руками – в частности, возделывать землю. Это делает их зависимыми от коренных жителей (поватенов), у которых они покупают еду.
Вскоре отношения с поватенами разладились, перешли в фазу вооружённых столкновений, и обернулись осадой Джеймстауна, которая ещё сильнее ограничила возможности поселенцев по части охоты и земледелия. При этом, из-за лютой зимы, корабли со снабжением застряли в Европе, и жители Джеймстауна остались без еды – наедине с холодным чужим миром.
Атмосфера в колонии была следующая: просвещённые белые люди, уважаемые члены европейского общества, раскапывали могилы, жрали разлагающихся трупов, крыс, червей, собственное говно и друг друга. В итоге, от 500 жителей Джеймстауна осталось 60.
Из обращения Вождя Вахунсунакока (отец Покахонтас) к капитану Джону Смиту, лидеру первых поселенцев (поватены называли их “племя пришельцев”), в 1607-м году:
“Почему вы берёте силой то, что можно спокойно получить любовью? Зачем вы уничтожаете нас – тех, кто вас кормит? …Почему вы завидуете нам? Мы безоружны и готовы дать вам всё, что вы просите, если вы придёте к нам с миром”.
2
Чтобы выжить, остаткам “пришельцев” пришлось временно позабыть о золотых берегах, и сосредоточиться на создании колониальной инфраструктуры. Но как её создашь, просрав сотни рабочих рук, и не имея средств, чтобы обеспечить себя достаточным количеством вольнонаёмных слуг из Европы?
Используя более продвинутое оружие, можно попробовать заставить работать коренных жителей, как это делали испанцы. Однако поселенцы Джеймстауна находились не в том положении, чтобы ввязываться в новую войну с поватенами, которые были более суровым противником, чем островные араваки, и передвигались в лесах Вирджинии, как дома.
Понаехавшие цивилизаторы были такими просвещёнными, что, припёршись за тридевять земель в неизвестность, бросились искать золото, вместо того, чтобы разбить огород.
Это важный момент: ты приезжаешь в Новый Свет, ожидая увидеть золотые реки и дикарей на дереве, и обнаруживаешь, что дикарь – это ты; что твои продвинутые технологии не могут тебя накормить; что те, кого ты зовёшь дикарями, тратят меньше сил, купаясь в изобилии ресурсов, пока твои дети едят опарышей из дохлой мамки. Более того – твои соотечественники бегут от тебя к “дикарям”, и умоляют тех себя накормить. Что чувствуешь при этом ты – белый человек, приехавший с убеждённостью в своей богоизбранности и превосходстве?
Результатом этого станет месть. Окрепнув, колонизаторы снова обрушатся историческим насилием на коренные народы. Но как? За счёт чего они смогли окрепнуть?
Ответ – рабы. И табачные плантации, позволившие “пришельцам” стать наркобаронами Нового Света, и обеспечить себя ресурсами, необходимыми для экспансии. Экспансия требовала новых земель под новые плантации, и, следовательно, дальнейшего геноцида коренных американцев, а плантации – всё большего числа африканских рабов.