1
Американский подход к национальности кажется мне почти идеальным. Вопрос принадлежности и отличий решается гражданством. Получая паспорт, человек становится американцем. Автоматически. Без оговорок.
Концепт “страны иммигрантов” снимает напряжение с происхождения и особенностей индивида.
Расизм не изжит, но национализм носит гражданский характер: так, например, одним из ведущих американских националистов является “индус”.
2
Европейский подход похож, но отличается от американского.
Когда ты приезжаешь в Швецию, ты тоже видишь разных людей, но понимаешь, что есть Титульная Нация, которая говорит: “добро пожаловать К НАМ”.
Работа по расширению границ этого “МЫ” ведётся, но пока не достигла тех высот, когда представителем нации может стать вообще кто угодно: и жук, и жаба.
Если европейский мультикультурализм интегрирует Другого в Титульную Нацию, то американский интегрирует Другого в Другого.
Здесь, впрочем, стоит отметить, что условия для такой инклюзивности создал империализм, построенный на импорте рабов, и задавивший Титульную Нацию, остатки которой доживают своё в резервациях…
3
По мере движения на Восток Европы, мультикультурализм уступает место худшим, дремучим формам национализма.
Моей “точкой G” в этом вопросе является Украина – мультикультурное общество с государством, которое задрачивает своих граждан таким количеством постоянно меняющихся критериев национального соответствия, что, по итогу, в этой стране никто не украинец; все в чём-то провинились; все чем-то не подходят; в сумме “найкращi”, но поштучно – “нiт!”.
Декоммунизация наследия оставила в арсенале политической культуры только мотыгу этно-национализма – рассадника ксенофобии, посылающей миру сигнал воинственной местечковости: “Пам’ятай, чужинець…”.
Время от времени “дети капитана Гранта” проносят сквозь морок радужный флаг, но и они, – эти фрики в глазах народа, – не станут поддерживать квира, если тот не попадает в “патриотический национал”.
“Настоящим украинцем” может быть только мёртвый герой исторического эпоса. Все живые – хуже, чем Идеал. Их долг – стоять на коленях и “просить пробачення” в надежде, что Небесная Сотня “закатованих пращурiв” позволит им заслужить право называться украинцами.
4
Паспорт не делает тебя украинцем.
Важно откуда ты, кто твои родители, на каком языке вы говорите, какую церковь помещаете, в какие даты и какой праздник отмечаете, но главное – какие у вас взгляды на те или иные события, людей, феномены.
Взгляды могут быть либо “украинскими”, либо “антиукраинскими”, но только не разными. Русскоязычный из Луганска? Кацап! Против Майдана? Русня! Несёшь гвоздику 9-го мая? Вата! В общем, есть миллион причин, по которым ты можешь оказаться полу-украинцем, и, значит, недо-человеком, которого можно поражать в правах.
А судьи кто? Коррупционер, грантососка, и поэт-патриот с забуханным рылом. Они и выдают себя за украинский голос, требуя из Берлина ловить ухилянта, которым оказывается безмолвный водитель автобуса, а не придворный креакл с нулевым ВВП.
5
Украинцем нельзя стать, но украинцем можно прикинуться. Для этого придётся выпороть себя на глазах у нации, как это делают само-оскопляющиеся выходцы из русских, советских, смешанных, и прочим образом “не титульных” семей.
Для такого изнасилования важен консент на попперсах закона. Человек должен сам сделать “патриотический выбор” в пользу отречения от своих корней и “лишних” особенностей; убедить нацию, что он – не тот, кто он есть, а “свой”.
Любые попытки “примазаться”, стать “настоящим украинцем”, не производят ничего, кроме униженного манкурта с батплагом, убеждающего себя, что Родина важнее Человека, и что отказ от себя и своих материнских основ – это повод для гордости, а не надпись “ЛОХ” на лбу соплями.
Остаётся надеяться, что российский империализм сгинет, а американский ляжет на перегной советского интернационализма, и оплодотворит Украину не кефиром из канадской Марички, а реальным решением национальных пиздостраданий: осознанием, что кто кем называется, тот тем и является.