“Земля – колыбель человечества. Но нельзя вечно жить в колыбели.” — Циолковский
Наблюдая за звёздами невозможно не слышать их песен, не разглядеть в их сиянии приглашения к объятиям.
Человек – это комета. Покинуть рубежи – её естественный импульс. Каждый рождается с огненным хвостом. Небо есть зов, портал домой.
Воплощение утопии – вопрос Технологии. Сколь бы невозможным не казалось то или иное начинание, ценность представляет сама бравада воображения, умение дерзновенно мечтать за всеми мыслимыми пределами и возможностями.
Невозможное – это бабочка-однодневка. Рано или поздно человек и его города поднимутся в воздух, и снова ступят на землю только тогда, когда Земля станет далёкой синевой на простынях вечной ночи.
ЛЕТАЮЩИЙ ОСТРОВ
“Города размером с Нью-Йорк будут парить над поверхностью земли, где воздух чище и не содержит болезнетворных бактерий. […] …Гигантские генераторы будут стрелять электрическими лучами в землю, и производить силу, достаточную, чтобы удерживать город в воздухе.” — Хьюго Гернсбек, 1920-е
Прежде, чем отправиться в космическую одиссею, город отращивает крылья и ложится на небо. Образ левитирующего полиса является зарёй мечты о жизни среди звёзд – её эмбрионом.
В 18-м веке на страницах третьей части “Путешествий Гулливера” Джонатан Свифт описывает город Лапута – летающий остров на алмазном основании, который перемещается с помощью вращения огромного магнита.
Воображая Лапуту, рассеянные жители которой пытаются претворить в жизнь всевозможные псевдонаучные начинания, Свифт придаёт сатире спекулятивные теории своего времени, но главное – человеческую гордыню и самомнение. Что, впрочем, не мешает разглядеть за его критикой утопии, и трансгуманистическую надежду на мир, где человек, парящий над землёй, заживёт наукой и искусством.
СОВЕТСКИЕ НЕБОГРАДЫ
Вдохновлённый развитием советского воздухоплавания, архитектор Георгий Крутиков увлекался дирижаблестроением, идеями полёта в стратосферу, вел переписку с “космическим этиком” К.Э.Циолковским, и был убеждён, что архитектура будущего неотделима от воздушных путей сообщения.
В 1928-м году Крутиков представил концепцию “парящего города”, ведомую необходимостью переместить города в небо, освободив землю для труда и отдыха. Согласно проекту, летающий футурополис Крутикова состоит из двух частей: вертикальной – жилой, и горизонтальной – производственной (на земле).
Жилая часть нависает над промышленной в виде параболоида, по поверхности которого размещаются ярусы парящих жилых комплексов. Сообщение между землёй и небесной коммуной осуществляется одноместной кабиной-ячейкой, которая может двигаться по воздуху, земле и воде, оборудована убирающейся в стены мебелью, и может принимать удобную для человека форму, не теряя при этом своей основной структуры. Управление кабиной осуществляется движением руки, пересекающей силовые линии электромагнитного поля.
Аналогичным замыслом был проект Виктора Калмыкова “Сатурний” (1930). Будучи, как и Крутиков, учеником Николая Ладовского, Калмыков предложил создать вокруг земного шара город-кольцо, поднятый в воздух и вращающийся по экватору со скоростью Земли. По замыслу автора, монтаж отдельных звеньев такого города осуществляется дирижаблями.
Годом ранее, в 1929-м году, И.Иозефович подготовил проект летающего Дома съездов СССР. Архитектор разделил все помещения на две части: первая – огромный летающий зал заседаний на 10 тысяч персон, вторая – причальная башня. В ней располагался зал на 1200 чел, несколько аудиторий на 200 чел, библиотека, помещение под выставки и гостиница на 2 тысячи человек.
СФЕРА БЕРНАЛА
В 1929-м британский физик Джон Десмонд Бернал предложил создать в космосе вращающуюся “пространственную среду”, наполненную воздухом и способную вместить 30 тысяч человек, обширные сельскохозяйственные и промышленные угодья, зверофермы, парки и зоны отдыха. Вращаясь вокруг своей оси, “сфера Бернала” обещала гравитацию, невероятные полёты под зеркальным куполом и свежее молоко по утрам.
ДЕВЯТОЕ ОБЛАКО
В 1942-м, архитектор Ричард Бакминстер Фуллер, автор выражения “космический корабль Земля”, разработал проект города из 36 мигрирующих воздушных жилищ в виде геодезических терма-сфер, которые парят над землёй за счёт нагретого солнцем воздуха. Каждая сфера рассчитана на 7000 человек.
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ
Колонизация звёзд никогда не казалась столь досягаемой, как в 1960-е. Полёт человека в космос (Гагарин, Восток-1, 1961) и высадка на Луну (Армстронг, Аполлон-11, 1969) заразили мир космической романтикой – человечество смогло уже не только представлять, но и видеть себя в зеркале галактической мглы.
МЕЖГАЛАКТИЧЕСКАЯ АРКОЛОГИЯ
Понятие “аркология” впервые прозвучало в книге Паоло Солери “Arcology: City in the Image of Man” (1969), который, наряду с группой Superstudio и её Interplanetary Architecture (1967), был зачарован перспективой заселения космоса.
“Asteromo – это астероид, рассчитанный на 70 тыс. жителей. По сути, это двухслойный цилиндр, надуваемый герметизацией и вращением основной оси ... вес человека будет варьироваться от нуля у оси до некоторой доли его земного веса на поверхности. Он сможет летать без каких-либо дополнительных устройств. Там можно будет совершать дантезианские променады разного уровня физической сложности – от лёгких (в центре) до тяжёлых (на периферии)... Человек, обращенный к оси вращения, будет окутан чистой экологией.” — Паоло Солери
В 1980-х Солери создавал свои работы, с одной стороны, протестуя против милитаризации космоса, с другой – исследуя архитектурные возможности в условиях нулевой гравитации. Сознавая угрозу свалки космического мусора вокруг Земли, он размышлял над “зелёными утопиями” в звёздах, и проектировал космоград, в котором человек бы покончил с привычкой загаживать всё вокруг.
ОРБИТАЛЬНЫЕ ЦИЛИНДРЫ
В 1970-х принстонский физик Джерард О’Нилл разработал концепцию орбитальной космической мегаструктуры – “Цилиндра О’Нилла” (“Остров 3”). По задумке, два гигантских цилиндра, связанные друг с другом и вращающиеся в противоположных направлениях, создают гравитацию на своей внутренней поверхности. В рамках цилиндров есть разнообразные сельскохозяйственные кольца, промышленный и жилые блоки. Имитация дня и ночи осуществляется с помощью управляемых зеркальных окон. Дабы сократить колоссальные расходы транспортировки строительных материалов на строительство “Острова 3”, их предполагалось доставлять с Луны, используя электромагнитные катапульты.
“Важно понимать великую силу технологий космической колонизации. Если мы начнём использовать их, и будем делать это разумно, как минимум пять ключевых проблем мира будут решены без репрессий: обеспечение каждого человека таким уровнем жизни, который сегодня доступен лишь самым удачливым; защита биосферы от повреждений, вызванных транспортной системой и промышленным загрязнением; нахождение высококачественного жизненного пространства для мирового населения, размер которого удваивается каждые 35 лет; нахождение чистых и практичных энергетических ресурсов; предотвращение нарушения теплового баланса Земли.” — Джерард О’Нилл
СТЭНФОРДСКИЙ ТОРУС
Разработанный в 1975-м году при поддержке NASA в Университете Стэнфорда, “The Stanford Torus” предлагает космическое поселения в форме вращающегося кольца диаметром в милю, которое может вместить до 10 тысяч жителей.
БИТВА ЗА ЛУНУ
“Дело не только в научных исследованиях... Речь о расширении территории обитания человека за пределы Земли.” — Майкл Гриффин, NASA
В 2006-м году в NASA был озвучен концепт “Лунного аванпоста” (Lunar outpost), предполагающий начало заселения Луны, и строительство там базы-эмбриона в период с 2019 по 2024 года. Луна является первым “логичным кандидатом на заселение” ещё с 1940-50-х (позже за это звание будут соперничать Венера и Марс). Достаточно вспомнить милитаристские проекты строительства под-лунной авиабазы американских ВВС (Lunex Project, 1958) и над-лунной военной базы (Project Horizon, 1959), а также французскую инициативу “лунного ковчега” (Lunar Ark, 2007). Японское Агентство Аэрокосмических Исследований (JAXA) планирует построить первые “города” на Луне в период с 2020-2030-х годов. Китайская Национальная Космическая Администрация (CNSA) собирается превратить Луну в одну сплошную шахту по добыче изотопа Гелий-3.
ДОМ НА МАРСЕ
Сегодня, когда “социальная сеть” открывает нам новые возможности соучастия объединённых масс, вопрос путешествия к другим мирам становится предметом разработок уже не только визионеров-одиночек, но также кибер-коллективов.
В качестве примера можно привести проект “Mars Homestead Project”, активисты которого приглашают к разработке “марсианских технологий” архитекторов, инженеров, промышленных дизайнеров, космических геологов и т.д.
“Цель проекта определить и спроектировать ключевые технологии, необходимые для создания из местных материалов экономичной марсианской базы.”
ХИЩНИК ИЛИ КОМЕТА?
Этично ли покидать Землю? В конечном счёте, человек может оказаться всего лишь паразитом: пожрав одну планету, он жаждет пожрать и другие, распространив на них свои хронические хвори жадности и войны.
Космическая одиссея невозможна без социального, культурного и политического консенсуса в рамках всего человеческого вида; консенсуса, который позволит объединить ресурсы, и реализовать амбицию путешествия к звёздам; консенсуса, который предполагает распад национальных государств и образование единой Федерации Земля; консенсуса, без которого порывы Китайских Космических Администраций и Национальных Аэрокосмических Агентств так и останутся палатками на Луне.
Путешествие в Космос может показаться несбыточным устремлением, но оно не более утопично, чем однажды свершившийся переход рыбы на сушу. Ключи от неба сокрыты в когнитивной революции, преломляющей само понимание того, что есть человек. Заглядывая в каждого, звёзды ждут принципиальной метаморфозы. На это у них – всё время мира.