Based in Sydney, Australia, Foundry is a blog by Rebecca Thao. Her posts explore modern architecture through photos and quotes by influential architects, engineers, and artists.

Недобитое

​​История с овациями нацистскому коллаборанту Ярославу Гунько кончилась отставкой спикера Палаты общин Канады, и извинениями спохватившегося правительства. Надеюсь, что этот PR-кошмар (и подарок кремлёвским соловьям) станет наукой тем, кто пытается протащить в мир прославление соучастников “окончательного решения” под видом героического эпоса. Коричневое лобби думало, что, на фоне хайпов нынешней войны, фраза “он боролся с русскими во время Второй мировой войны” не поднимет бровей. Однако, агитка не прошла. Брови поднялись и зашелестели.

Тем, кто возмущён исходом данного скандала, нужно понять вот что:

В политическом дискурсе западного мира ничто не больше Холокоста. Холокост является символом абсолютного, предельного, непревзойдённого зла. Поэтому при всём уважении к украинским национальным аспирациям, и той диалектике, с помощью которой потомки погромщиков объясняют нацистский выбор ОУН/УПА, никто за пределами Украины этого хавать не будет. От такого не отмыться. Такое можно только признать, осудить, и не повторять.

Да, на локальном уровне всё ясно (и почему, и как так получилось), но в общем и целом у нарратива про “борьбу меж двух огней” нет шансов. Люди, которые по тем или иным причинам решали стать под свастоны, навсегда останутся для человечества нацистскими собаками.

С этим можно не соглашаться, на это можно обижаться, но ни мир, ни еврейский народ не примут аргумент, что у соучастия в Холокосте могут быть смягчающие обстоятельства. Ни украинская, ни какая-либо прочая государственность не может стоить 11 миллионов жертв, включая 6 миллионов еврейских жизней.

Коллаборацию с нацизмом можно объяснить. Но её невозможно амнистировать. И если Украина хочет быть частью т.н. цивилизованного мира, то рано или поздно ей придётся осудить целый букет “патриотических” душегубов первой половины 20-го века, в честь которых у нас покамест называют улицы.

У этого есть не только внешнеполитическое измерение. В рамках такой “политики памяти” потомкам тех украинцев, которые наматывали кишки коллаборантов на тот же штык, что и кишки нацистов, предлагается принять эту падаль истории – людей, впустивших в дом со своим народом устроителей Аушвица и Дахау; людей, обнуливших еврейское население Львова и “боровшихся за независимость” в Бабьем Яру; людей, из-за которых миллионы потеряли родных и свои жизни.

Тот, кто готов гулять по улицам имени мрази, очевидно не читал, что эта мразь писала, и о какой Украине мечтала. А мечтала она не об абстрактно суверенном и демократическом, а об “авторитарном, тоталитарном, профессионально-сословном государстве….”.

Интересно, какой процент современных украинцев хотел бы жить в закрытой стране, ведомой “инициативным меньшинством” во главе с “вождём”, который подчиняет каждого человека “воле нации”? Почему мы должны славить не тех, кто боролся с фашизмом и победил, а лузеров, которые лизали ему ботинок?

Ярослав Гунько и подобные ему “герои” колоссальной исторической свиньи, которую они подсунули своему народу, заслуживает той же судьбы, что и прочие нацистские преступники. Всё это должно сидеть в клетке и стекать по стенке истории в тот же овраг, куда лягут не только фашисты прошлого, но и современные фашисты – в том числе, путинские захватчики.

Поскольку же Холокост является символом абсолютного, предельного, непревзойдённого зла, то любая попытка поставить знак равенства между нацистами и большевиками, а уж тем более сказать, что советы были “может, даже и хуже”, является апологетикой нацизма; смягчением взгляда на его преступления, отрицанием Холокоста, антисемитизмом… – всем тем, за что нужно на автомате бросаться в глотку; и вне зависимости от своей национальности, отношения к советскому тоталитаризму или украинской национальной борьбе.

Любая попытка отмыть нацистскую гниду, должна встречать тот же ответ, который давали в том числе украинские герои, гнавшие её до Берлина.

Друг жуков

Очи труда